16 октября в Брисбене, в LyricTheatre, QueenslandPerformingArtCentreпрошла премьера знаменитой оперы Джузеппе Верди "Аида". Партию Рамфиса исполнял оперный певецМосковского Государственноготеатра музыки «Геликон Опера»Алексей Тихомиров – Обладатель I премии Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской.
В опере «Аида» задействованы такие известныеавстралийские оперныепевцы, как: ZaraBarrett ( Аida),JulianGavin (Radames), MiliganaNicolic (Ameris), IanVayne (Amonasro), JamesClayton ( KingofEgypt).
В основу либретто "Аиды" была положена история, которую написал французский египтолог Огюст Мариетт. Действие происходит в древнеегипетских городах Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. Квислендская публика была вновь покореналюбимой во всем мире оперой «Аида», в которой рассказывается о трагической любви египетского военачальника Радамеса и рабыни Аиды - дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне. Сцена ошеломила зрителей своей красотой и сиянием. Декорации (пирамиды и сфинкса), и другие уникальные сценические конструкции, то погружались в ночную тень, то высвечивались ярким лучом. Плескалась вода, шуршали шелковые платья. Зрители вдыхали воздух таинственных пирамид и воздух древнего Египта. Уникальные костюмы и виртуозное исполнение музыки оперных и балетных партий вызвало настоящие ощущение реальности, происходящей на сцене. Воперную музыкугармонично вписались элементы египетской танцевальной музыки. Балет и опера слились в единой гармонии красоты и звучания. Благодаря мастерству композитора Джузеппе Верди балет не разорвал общую структуру оперы, а добавил элементы лиризма и совершенства. Музыка "Аиды" характеризуется гармоничным сочетанием экзотики и классики. Верди специально сделал акцент на звучании таких инструментов, которые могли бы звучать и во времена, когда жили Радамес и Аида, в Древнем Египте. Это, например, касается, арфы и духовых музыкальных инструментов. А, как звучали голоса оперных певцов! Особую гордость за русскуюкультуру я испытала, услышав неотразимый бас оперного певца, приехавшего с России – Алексея Тихомирова. Алексей Тихомиров покорил зрителей Брисбена не толькокрасотой незаурядного голоса, но и обаянием и артистичностью.
За несколько дней до премьеры представители русского общества встретились с гостем в домашней обстановке, и я за чашкой кофе задала несколько вопросов Алексею:
-Алексей, скажите, что сыграло в Вашей судьбе важную роль,и как Вы стали оперным певцом? Это была мечта с детства? Расскажите немного о себе.
-Моя мама былаучителем музыки, папа любил петь. С детства музыка звучала и в школе и дома. Об опернойкарьерея никогда не мечтал.Вообще – то род мой из рыбаков и охотников. От дедов передалась любовь к природе, а также по наследству достался нам домашниймузейстаринного оружия. Учился я в Казанскойшколе имени Шаляпина, и это была моя первая удача вжизни. Я с детства полюбил этого певца. Причем, нас никто не заставлял учить его биографию, илизнать его песенный репертуар. В школе висел портрет, и мы все знали, что это портрет Федора Ивановича Шаляпина. Во время перерыва в школе звучал голос певца с пластинок, и никто в это время не бегал по коридорам, не кричал, не прыгал. Портрета Шаляпина в школе и его голоса было достаточно, чтобы мы – ученики полюбили певца и старались подражать ему. Став старше, я стал петь в хоре мужского монастыря Кизических мучеников в Казани. Некоторое время регентовал в этом монастыре и написал «Всенощную».
- Как часто вы гастролируете, и, какой путь держите после Брисбена?
- Из Брисбена я уезжаю сразу в Австрию, а там дальше по Европе. Практически весь год я провожу в гастролях и это уже четвертый год. Гастролировал я с Центром оперного пения и театром Геликон-опера. Пел в таких странах, как: Франция, Италия, Германия, Голландия, Венгрия, Македония, Болгария, Израиль, ЮАР, Грузия.
-Сколько человек в труппе театра “Геликон - Опера”? Сколько приехало в Брисбен оперных российских певцов?В каких операх Вы еще поете, кроме «Аиды? С какими театрами сотрудничаете?
- В труппетеатра “Геликон - Опера”?45 человек, но в Австралию яприехал один. Сотрудничаю с Большим симфоническим оркестром имени П. Чайковского, Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК, Московским Государственным Академическим камерным хором под управлением В. Минина, хором Московской государственной консерватории, Государственной капеллой имени А.Юрлова, хором Московской государственной Третьяковской галереи. В 2010 г. дебютировал в Большом театрев партии Зарастро("Волшебная флейта" В. А. Моцарта).
-Алексей, как всегда, я задаю традиционный вопрос. Как Вам Австралия?
-Хороша Австралия. Но как-то уж очень тихо здесь после шести часов вечера. У нас в шесть часов вечера жизни бурлит. Здесь все замирает. Тишина такая. Я впервые такое встретил.
-Мы, именно, и ценим эту тишину. Здесь шумно бывает на многонациональных фестивалях. Это необычный и красивый шум от песен и плясок. Еще есть шум прибоя океана. Большое Вам, спасибо, Алексей, за интервью, за то, что Вы пришли встретитьсяв тесном кругу с русскими Брисбена. Жаль, что у Вас нет возможности встретиться в более широком кругу русского общества. В русском обществе Брисбена есть настоящие ценители оперы. Желаю Вам успешных выступлений и творческих успехов.
Из разговора с Алексеем я узнала, что родился онв городе Казани, там же в 1998 г. окончил музыкальное училище имени И. Аухадеева по специальности "хоровое дирижирование" (класс В. Захаровой). В 2001 г. Алексей завоевал право стать стипендиатом Фонда Федора Шаляпина в Казани.
Окончив в 2003 году Казанскую государственную консерваторию имени Н. Жиганова по специальности "дирижер академического хора" (класс Л.Дразнина), поступил учиться на вокальный факультет консерватории (класс Ю. Борисенко).
В 2004 – 2006 годах Алексей стажировался в Центре вокала ГалиныВишневской и стал главным Лауреатом Первого интернационального фестиваля оперных певцов, организатором которого была Г. Вишневская. С 2005 года Алексей Тихомиров работает одним из ведущих солистов в Московском Государственном театре музыки “Геликон Опера”, в котором с огромным успехом исполняет партии из опер Римского-Корсакова, Верди, Чайковского и многих других великих композиторов. В 2006 г. участвовал в постановке Фонда Тосканини оперы "Риголетто" (партия Спарафучиле, Буссето, Италия). Спел партию Дона Базилио ("Севильский цирюльник") в Лимасоле и Никосии (Кипр, 2007 г.), Собакина ("Царская невеста") в Южной Корее и Китае (2006 г.), а также в Театре имени В. Белинни в Катании (Италия, 2007 г.). В 2009 г. спел партию Агамемнона ("Ифигения в Авлиде") в Римской опере, участвовал в исполнении Мессы ми мажор Л. Керубини в Венском концертном зале "Мюзикферайн", спел Озирида ("Моисей и Фараон") на Зальцбургском фестивале (все - с Риккардо Мути). В том же году спел партию Командора ("Дон Жуан") в концертном зале "Де Дулен" (Роттердам) и в Государственном театре Зутермера (дирижер Ян Виллем де Фринд). Принял участие в гала-концерте в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (дирижер Михаил Татарников). В зале Гарнье оперы Монте-Карло выступил на гала-концерте "Русские открытия" (оркестр театра Карло Феличе, дирижер Дмитрий Юровский). Участвовал в исполнении "Торжественной вечерни проповедника" В. А. Моцарта в мюнхенском Геркулес-зале (оркестр Баварского радио, дирижер Риккардо Мути).
Творческая жизнь оперного певца Алексея Тихомирова чрезвычайно насыщена гастрольной деятельностью. Практически все лучшие мировые оперные подмостки рукоплескали восхитительному басу Алексея Тихомирова. Несмотря на свою молодость, Алексей Тихомиров занимает достойное место в ряду оперных звезд.
Дорогие, брисбенцы. Вам всем предоставляется возможность услышать голос великолепного оперного певца, которого часто называют «Второй Шаляпин».
Оперу «Аида», выможетепосмотретьвLyric Theatre, QLD Performing Arts Centre, South Brisbane. Гастроли А.Тихомирова в Брисбене до 30 октября 2010. Выступлений в других городах Австралии не планируется.