Архив
Свежие новости
Поэзия
Проза
Веб - строительство
Музыка
Графика и дизайн
Живопись
Фотография
Переводы
Поиск автора
Конкурсы
Поиск
Историческая страничка
Люди   и  судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей
Интернет
Предложения
Работа
Православие
Просто о жизни
 
 Домой  Статьи / «Белый лебедь» балерины Анны Павловой в первом русском православном приходе в Австралии   Войти на сайт / Регистрация  
 Поиск 
    Карта сайта  
Поиск
Историческая страничка
Люди и судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей

 
«Белый лебедь» балерины Анны Павловой в первом русском православном приходе в Австралии
( Людмила Ларкина )

Творческую встречу, посвященную 142 -летию со Дня Рождения балерины Анны Павловой, запланированную в рамках празднования 100-летнего юбилея первого, русского, православного прихода в Австралии, в Брисбене очень ждали. Люди звонили, уточняли время начала мероприятии, возможность парковки на территории Свято-Николаевского собора, где ожидалось мероприятие, которое стало настоящим событием для квинслендцев. Народу прибыло на мероприятие так много, что сестричество прихода, которое выпекало по случаю начала Широкой Масленицы блины, заволновалось: «Такого еще не было! А, вдруг, блинов и стульев не хватит!».

Мероприятие открыл настоятель прихода протоиерей Гавриил Макаров. Он сказал: «О балерине Анне Павловой я знал, а торт «Павлова» — это мой любимый торт! (зрители заулыбались, зааплодировали), но я не знал, что балерина Анна Павлова была так тесно связана с нашими приходом. Благодаря исследовательским работам наших прихожан мы узнаем все больше и больше о истории первого русского, православного прихода в Австралии, которая ранее была закрыта. В рамках подготовки празднования 100-летия Свято-Николаевского прихода мы провели ряд мероприятий по истории собора: это и о казаках, и о 100-летии исхода русских из России, о выдающихся людях нашего прихода, об иконописцах и вот сегодня о пребывании Анны Павловой».

Мероприятие, посвященное балерине Анне Павловой и встречавшим ее первым русским эмигрантам в Брисбене, создавшим первый русский православный приход в Австралии, было организовано творческим объединением «Австралийская лампада». Сценарий историко-литературной, музыкальной композиции под названием: «На пороге вечности, белый лебедь Анны Павловой» был написан Людмилой Ларкиной.

Каждое повествование о событии в жизни балерины, начиная с самого детства, сопровождалось живым, художественным представлением на сцене. Ведущие (Надежда Черных и Людмила Ларкина) начали повествование о будущей знаменитой балерине с ее детских лет о том, как в пять лет маленькая Аня решила, что будет балериной, увидев балет «Спящая красавица». Ее первая попытка поступления в балетную школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже была неудачной, но ее судьбу решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Несмотря на то, что другие члены комиссии были недовольны танцем девочки, он вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене». Рост Анны не подходил для балета, была она неспортивной, физически ослабленной, но, стиснув зубы, преодолевая боли и неудачи, в слезах, она постигала искусство балета. Эту часть повествования об Анне Павловой в литературно-музыкальной композиции украсила прекрасная, маленькая балерина Мила Хиггс Кобаяши (Mila Higgs Kobayashi)-ученица танцевальной студии «Максимо». Она танцевала “Вариацию Редисочки“ из балета “Чиполлино” (хореограф Ольга Шикина). Елена Романеску-дочь православного священника Румынской церкви Иона Романеску (Ion Romanescu) очень красиво исполнила на фортепиано произведение Л. В. Бетховена «К Элизе». Марией Бреретон (флейта) и Ириной Льготкиной (фортепиано) была исполнена Кельтская партита для флейты и фортепиано - Кэмерона Уилсона. Зрители слушали затаив дыхание исполнение музыки этим красивым дуэтом.

Свое первое турне по Австралии в 1926 году Анна Павлова начала с Мельбурна, затем был Сидней, а лишь потом Брисбен и Аделаида. Как раз в тот год (1926) русскими эмигрантами в Брисбене была приобретена земля в районе Vulture St. Woolloongabba и старый дом, стоящий на этом участке, был реконструирован под русскую, православную церковь. Созданный в 1923 году Свято-Николаевский приход, с 1926 года начал проводить постоянные службы в своем храме в районе Woolloongabba, где проходят службы до сегодняшнего дня.
Продолжая рассказ о гастролях Анны Павловой в Квинсленде, надо отметить не малоинтересный факт, что балерина не осталась равнодушной к созданному первому русскому православному приходу в Австралии, 100-летие которого отмечается в мае 2023 года. Русские старожилы вспоминают о том, что, узнав о создавшемся первом русском православном приходе в Австралии, который был основан в Брисбене, балерина пожелала посетить семью второго священника Свято-Николаевского прихода Адриана Турчинского. Его матушка Анна Турчинская была образованной, организовывала в своем доме поэтические чтения для тяжело работающих на плантациях русских эмигрантов. Казалось, кто бы мог после тяжелого рабочего дня слушать стихи, но русская интеллигенция, оторванная от России, нуждалась и в молитвах, и в поэзии. Священник Адриан Турчинский и его матушка Анна жили тогда в районе Thornside, недалеко от района Cleveland, в котором поселилась семья атаман-генерала В. С. Толстова и другие уральские казаки с семьями. Турчинские привезли из Харбина книги, собирали первую русскою библиотеку, их две дочери пели, танцевали, музицировали на фортепиано. В доме священника Адриана Турчинского собирались русские, чтобы взять книги для чтения, а иногда и попеть романсы. В их семье бывал и молодой псаломщик-Дмитрий Анисимов со своей женой Юлией, которые в 1925 году прибыли из Харбина в Брисбен. Дмитрию на тот момент было 30 лет, Юлии-26. Видя интерес у Дмитрия и Юлии к книгам, к церковному пению, зная, что Дмитрий учился в Вятской духовной семинарии, а также в Петербурге, тяжело заболевший отец Адриан, перед своей кончиной подарил библию молодой семье Анисимовых. В семье священника Адриана Турчинского хранилось три библии дорогих изданий, в кожаных переплётах, привезенные в Харбин из России, а затем в Австралию. Две библии он завещал своим дочерям и одну библию Дмитрию Анисимову, который в дальнейшем, действительно, оправдал такой дорогой подарок и доверие. В 1929 году, уже после кончины иерея Адриана Турчинского, молодой псаломщик Дмитрий Константинович Анисимов был назначен первым регентом первого русского, православного прихода в Австралии, Свято-Николаевского прихода в Брисбене. 26 января 1952 Дмитрий Анисимов был рукоположен в сан диакона, позднее - в сан протодиакона, прослужив православию на пятом континенте более 30 лет, начиная с 1925 года до самой своей кончины (1960). Библию с подписью иерея Адриана Турчинского он подарил 1 апреля 1956 года своему младшему сыну Льву Дмитриевичу и его невесте Наталии Владимировне (графине Левицкой) в день их обручения. Многие годы библия хранилась в семье регента Анисимова, а затем в семье его младшего сына Льва Дмитриевича, который ушел в мир вечности 30 июня 2022 года. 15 февраля 2023 года Наталья Владимировна Анисимова (Левицкая), во время моего интервью с ней, передала через меня библию в дар Свято-Николаевскому собору по случаю празднования 100-летнего юбилея прихода. Через столетие библия вернулась в Свято-Николаевский приход и была торжественно вручена сегодняшнему настоятелю прихода протоиерею Гавриилу Макарову во время мероприятия, посвященного Анне Павловой и эмигрантам, встречавшим ее в Брисбене.

По архивным данным государственной библиотеки Квинсленда труппа Анны Павловой в первое ее посещение Зеленого континента в 1926 году состояла из 45 танцоров. За время гастролей по Австралии было представлено 18 балетов и 39 дивертисментов - небольших балетных пьес. Анну удивляло то, что в Австралии очень мало знают о балетном искусстве. В интервью она говорила, что 5-й континент так прекрасен, что даже погода здесь располагает к танцам. Погода Квинсленда ее особенно восхитила. В одном из интервью она сказала: «Если доведется снова гастролировать по Австралии, то в следующий раз свое турне начну с Квинсленда.

Через два с половиной года, в 1929 году Анна Павлова посетила Австралию 2-й раз и, действительно, как она и сказала, второе турне ее началось со штата Квинсленд, с Таунсвилле и других отдалённых районов солнечного штата. Она посетила Рокхемптон, Маккей, Бандаберг, Тувумбу и затем прибыла в Брисбен. В Брисбене танцевала в только что построенном театре Его Величества. На этот раз в Австралии она представила тринадцать балетов и тридцать восемь дивертисментов, в труппе было 42 танцора. Восхищенные журналисты называли в австралийских газетах Анну Павлову мировой звездой русского балета. Она не любила современных веяний в танцах, в музыке, но восхищалась и наслаждалась романсами, вальсами, танго, которые исполняли русские эмигранты после ее спектаклей.

Во второй приезд в Брисбен, в 1929 году, Анна Павлова посетила также русскую семью Михаила Кристесен. Его дочери Нине Михайловне Кристесен было на тот момент 17 лет, и она вспоминала эту встречу так: «Для нашей семьи Анна Павлова была не только замечательной балериной. С ней были связаны воспоминания о прекрасном и невозвратном прошлом. Она вдохновляла нас, как бы возвращая нам чувство собственного достоинства. Восемь дней её гастролей в Брисбене прошли, как в волшебной сказке… Анну Павловну в Брисбене русские заваливали цветами. Люди плакали, смеялись и целовались друг с другом. Мой отец еще раньше был знаком с Анной, и она несколько раз приходила в наш скромный дом. Узнав о положении русской колонии, Анна Павлова дала нам, сколько могла, контрамарок… По приглашению она с удовольствием посещала русские семьи, а иногда и сама просила организовать встречу с тем, или иным человеком. Очень была открыта в общении, как не великая балерина, а, как простая прихожанка..."

Русские старожилы Брисбена рассказывают также о том, как одна русская семья фермеров под Бандаберг мечтала хоть раз увидеть Анну Павлову, но, чтобы побывать на ее концерте надо было преодолеть 300 миль и тут случилось чудо: Анна сама приехала в Бандаберг и танцевала на их ферме. Она так любила танцевать, любила людей, что не гнушалась танцевать в помещении для стрижки овец. Собрались на ее концерт на ферме русские эмигранты и с других ферм. Все они были прихожанами Свято-Николаевского прихода, тяжело работавшие на сахарных плантациях. После концерта Анны Павловой люди пели, танцевали, благодарили балерину за ту честь, которую она им возвращает, гастролируя по Австралии.

Все эти истории, события, записанные исследователями из уст старожилов и по архивным документам, были рассказаны в ходе историко-литературной композиции во время мероприятия 19 февраля. Украсили творческую встречу произведения Баха (Зилоти Прелюдия си минор) и Элегия N1 Рахманинова, исполненные Ириной Роджер, которую в Брисбене хорошо знают, как исполнителя классических, музыкальный произведений и талантливого педагога по музыке (фортепиано). Замечательными брисбенскими танцорами Ириной Рова и Крисом под аккомпанемент Ирины Льготкиной и Джулиана Уэйд была воспроизведена яркая картина эпизода встреч Анны Павловой с русскими эмигрантами в штате Квинсленд. Ирина и Крис исполнили танго собственной хореографии, посвящённое Анне Павловой и танго «Пиаццола, Обливион». Как потом зрители говорили в своих отзывах: «Танго в исполнении Ирина и Криса можно смотреть бесконечно. Это захватывающе, волшебно, вызывает самые положительные эмоции и восторг». Романсы «Белой акации гроздья душистые» и «Две розы» под собственный аккомпанемент (гитара) Юлия Дорохова. Ее исполнение квинслендцы очень любят. Уже много лет звучит задушевный голос Юлии в Квинсленде, собирая благодарных слушателей.

Кульминацией историко-литературной композиции «На пороге вечности, белый лебедь Анны Павловой» стало выступление балерины Евгении Кайковой, которая танцевала в этот день «Умирающего лебедя» и русский танец из балета «Лебединое озеро» под аккомпанемент талантливых музыкантов Ирины Льготкиной (скрипка) и Джулиана Уэйда (фортепиано). Исполнительский талант балерины Евгении Кайковой и аккомпанирующих музыкантов восхитил всех присутствующих. Балерину долго не отпускали со сцены благодарные зрители с возгласами: «Браво! Бис!». Евгения Кайкова-выпускница московского колледжа «Школа Классического Танца», бакалавр исполнительского мастерства и магистратуры педагогики балета в Московской государственной академии хореографии, участница многих международных конкурсов артистов балета, танцевала на сценах 27 стран.

Контакты австралийцев с высокой Российской культурой положительно влияли на развитие культуры Зеленого континента. Анна Павлова внесла бесценный вклад в развитие австралийского балетного искусства. Танцовщица из труппы Анны Павловой Елена Кирсова осталась в Австралии и в 1941 году в Сиднее создала свою балетную школу. Танцовщик Алексей Долинин, так же, в Сиднее открыл балетную школу. В историю же австралийского балета как его родоначальник вошел Эдуард Борованский, приезжавший с труппой А. Павловой в Австралию в 1929 году. Через несколько лет после гастролей он приехал в Австралию, чтобы открыть балетную школу. Вместе со своей женой Ксенией Борованской, тоже танцовщицей балета, они подняли балетную школу в Сиднее на очень высокий уровень, передавая ученикам секреты русского балетного искусства. Через 2 года после гастролей по Австралии, в 1931 году Анны Павловой не стало. Она простудилась во время гастролей по Европе, по дороге с французской Ривьеры, следуя в холодную, сырую Голландию. Заболела Анна гриппом, под названием «испанка», который косил в те годы людей без разбора; болезнь осложнилась пневмонией. Болела она и до этого часто и с очень высокой температурой. В ознобе и лихорадке, перекрестившись, Анна не раз выходила на сцену. Креститься и молиться её в детстве научила мать, зная об ослабленном организме и о малокровие дочери. Все были уверены, что, прибыв на гастроли в Гаагу, Анна и на этот раз, несмотря на болезнь, лебедем выпорхнет на сцену. Анна тоже верила, что выйдет на сцену, как было уже не раз. Последние слова, которые она произнесла на пороге вечности, были: «Приготовьте мой костюм Лебедя»… Анна Павлова осталась белым лебедем в памяти тысячи поклонников ее таланта. Она создала много прекрасных образов и прославляла русское искусство и талант русского человека. После ее гастролей по Австралии русские эмигранты в Австралии, к которым здесь относились очень настороженно, говорили, что после гастролей Анны Павловой мы почувствовали к себе уважение.

«Умирающий лебедь» Анны Павловой стал одним из символов русского балета, исполненный впервые в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре. Хореографическую миниатюру «Белый лебедь» (позже «Умирающий лебедь») на музыку К. Сен-Санса поставил специально для неё Михаил Фокин. В год празднования 100-летия первого русского православного прихода в Австралии во время мероприятия, посвящённого Анне Павловой и в память встречавших великую балерину на 5-м континенте, «Белый лебедь» Анны Павловой вновь парил над Брисбеном.
Благодарю всех участников программы, настоятеля Свято-Николаевского собора, приходской совет, сестричество, зрителей за еще один прекрасный день, который мы провели вместе, вспоминая и, отдавая дань памяти людям, принесшим на 5-й континент великое искусство, сохранившим православие, культуру и память о своей Родине.

Людмила Ларкина. Брисбен.
Фото автора и Максима Ларкина.




«Белый лебедь» балерины Анны Павловой в первом русском православном приходе в Австралии написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
© 2024 Австралийская лампада