Опубликовано в журнале "Австралийская лампада" №35/4/2017 стр.18-23 Австралия, штат Квинсленд, г. Брисбен.
В редакцию журнала «Австралийская лампада» из Сиднея пришло письмо от Константина Нетребенко, который поделился своими личными воспоминаниями и воспоминаниями его отца-первого зубного врача в Харбина, Максима Яковлевича Нетребенко.
« М н о г о н е о б ы ч н о г о п р е т е р п е л э т о т г о р о д , в о г л а в е к о т о р о г о з а э т о т к о р о т к и й с р о к с т о я л и с т р о и т е л и - начинатели, потом завоеватели, потом о с в о б о д и т е л и , п о т о м н а ц и о н а л и с т ы и , н а к о н е ц , в 1 9 4 9 г о д у е г о и с к о н н ы е х о з я е в а к и т а й ц ы п о д предводи тельством товарища Мао. Это п о в е р х н о с т н о е в с т у п л е н и е , а в о т д е т а л и о т о м , к т о , ч т о и к а к п о п а л , рубил, клал кирпичи, сшивал наряды, а может быть главное - лечил. Например во время эпидемии чумы в начале 2 0 г о в е к а у м е р л и , л е ч а д р у г и х , п я т ь р у с с к и х д о к т о р о в . Э т о б ы л и р у с с к и е л ю д и , п о п а в ш и е в д а л е к и е М а н ь ч ж у р с к и е м е с т а п о р а з н ы м обстоятельствам. Не удаляясь от темы я х о ч у р а с с к а з а т ь о б о д н о м п и о н е р е и м н о г о л е т н и м с л у ж и т е л е , б о л ь утоляющим этого города. Это история м о е г о о т ц а - п ервого з убного в рача Ц е н т р а л ь н о й Ж е л е з н о д орожной Б о л ь н и ц ы г о р о д а Х а р б и н а ( 1904 1924 ) » .
Максим Яковлевич Нетребенкородился в селе Петровка в центральной части Украины. Отец его был хлебопашцем получившим волю по указу царя Александра I-го. Детство провёл в Киеве работая в кузнице его дяди брата отца. В 1901 году, в воррасте 21 год, был призван на военную службу на защиту Царя и Отечества. Всё началось в селе Барановичи, где находилась военная ставка Царя Николая Первого. Новобранца Максима зачислили в 3й Медицинский Железнодорожный Батальон т. к. после опроса новобранцев выяснилось его природное стремление участвовать в работе связанной с лечением людей. Так объяснял новобранцам отчисленным в этот отдел армии Доктор в чине генерала Альшанский. Ещё не была сложена песня о крейсере Варяг ,,В предсмертных мученьях трепещут тела,, , но на Востоке уже сгущались тучи, японцы забрали у Китайцев Ляолянский Полуостров …Место будущей крепости Порт Артур. Для Максима и его товарищей по батальону началось ученье по военной санитарной помощи. Весь обучающий персонал состоял из Доктора Альшанского и трёх квалифицированных докторов. Они должны были передать свой опыт и знания молодым санитарам. Тут вот и выявился у молодого санитара талант по удалению испорченных зубов. Работы было хоть отбавляй. Другой помощи страдающим зубами в то время в России не могли дать. Через три с половиной месяца услышали, что будет приказ отправке в другое место, только никто не знал куда. В одно пасмурное осеннее утро вдруг зашептали, что едем на Восток многим было непонятно где это и как далеко и зачем. Санитарный поезд тронулся. Он состоял из 4х оборудованных железнодорожных вагонов. Одну часть первого вагона, где разместился кабинет Доктора Альшанского занимал так называемый Зубной отдел, где в ассортименте немногочисленных инструментов числились мощное дубовое кресло и два анестезёра внушительной наружности. Они присутствовали и при других операциях нуждающихся в анестезии. Поезд шел со множестовм длительных стоянок, перегруппировок, постоянных учений и тренировок оказания медицинской помощи людям окружающих поселений. В 1905 году поезд остановился на железнодорожной станции Чингауз, в 30 километрах от города Харбина. М.Я. Нетребенко (справа) п о дороге на Восток с друзьям и из железнодорожного батальона. Австралийская лампада 2017 (4) №35 The magazine «Australian Lampada».
На руках у Максима Яковлевича теперь уже было свидетельство военного фельдшера, и тысячи благодарных избавленных от страданий ротовой полости. Война с Японией окончилась, но поток раненых и искалеченных всё больше прибывало в Харбин.
Получили приказ устроить палаты в глинобитных сооружениях купленных у местных крестьян. Эти же крестьяне были приглашены на работу по устройству госпиталя. У большинства солдат, прибывших с железнодорожным батальоном, срок военной службы окончился и они могли “разойтись” по собственному желанию куда угодно. Доктор Альшанский, уже давно отставной служака, был приглашён в Центральную Железнодорожную Больницу в городе Харбине возглавить один из отделов. Через несколько дней он вернулся в Чингауз и, застав Максим Яковлевича, уговорил его остаться и помочь в больнице. Так началась новая эпоха в жизни молодого человека. Он выписал необходимые инструменты и книги из Германии по зубным болезням и начал работать по 12 часов 6 дней в неделю. В 1907 году приехавшая из Германии Мадам Фон Арнольд, открыла зубоврачебную школу, пригласив Максим Яковлевича преподавать технику зубоврачевания. Работая с ней, он также официально получил дплом этой школы. Позднее, окончив эту же школу, в звании зубного врача в 1957 году приехал в Австралию Владимир Опадчий. В 1916 году Максим Яковлевич Нетребенко взял долгосрочный отпуск и вернулся в Россию, где он после двенадцати месяцев усиленных занятий, сдал экзамены в Томском Государственном.
Фото: М.Я. Нетребенко (верхний слева) выпускник зубоврачебной школы 1915г.) Австралийская лампада 2017 (4) №35 The magazine «Australian Lampada».
Университете и поучил свидетельство об окончании с надписью: «CUM EXIMIA LAUDE», означающее «ЗУБНОЙ ВРАЧЪ С ОТЛИЧНОЙ ПОХВАЛОЙ». После было родное село, Киев, и путешествие вдоль берегов Черного моря, где в местечке Сочи он приобрёл участок земли для постройки дома в надежде открыть зубоврачебный кабинет. Документы на собственность сохранились до сегодняшнего дня. Судьба распорядилась иначе. В 1917 году он вернулся в Харбин и продолжил работу зубным врачом в Центральной Железнодорожной больнице до 1924 года. На заработанные деньги постороил для себя дом на Глухой улице, недалеко от Управления Железной Дороги и открыл свой зубоврачебный кабинет. Оборудование для зубоврачебного дела он привёз из Германии ещё в 1917 году. Отдел китайского здравоохранения обратился к Максиму Яковлевичу с просьбой предоставлять возможность проходить китайским студентам врачебную практику в его кабинете, обучаясь у доктора Нетребенко. Десятки молодых китайских врачей прошли обучение в Новом городе на Глухой улице. В своём кабинете он проработал до 1957 года, до момента отъезда в Австралию. 52 года трудился Максим Яковлевич Нетребенко в городе Харбине в качестве зубного врача. Его зубоврачебный кабинет и техническая лаборатория в собственном доме на Глухой и Технической улицах остались стоять также служа на пользу и благосостояние китайского народа, хотя он и сохранил полностью надлежащие документы на свою собственность. Доктор увез документы на свои зубные кабинеты и дом с собой в Австралию и хранил в семье их, как музейные риаритеты.
Железнодорожное депо г. Харбина – клиенты Центральной Железно - дорожной больницы). Фотография была подарено зубному врачу. Австралийская лампада 2017 (4) №35 The magazine «Australian Lampada». Фото из архива сына врача.
Дополнение к главному тексту.
В один из приёмных дней в Центральной Железнодорожной Больнице 1907г. Максим Яковлевич разговорился со своим пациентом, который оказался родом из тех же мест откуда и был сам Максим. Оказалось, что приехал он в Манчжурию ещё с группой первопроходцев и занимал влиятельное положение в отделе снабжения строящейся железной дороги. Он рассказал, что всегдашней мечтой его было собственное дело и в данный момент он уже близок к осуществлению свей долголетней мечты. Не хватало денег. «Ах деньги – деньги, деньги – вы радость для меня» ( из оперы). Готовый всегда помочь Максим Яковлевич знакомит гоподина Заико с русским миллионером Харбина господином И. Чистяковым – королем китайского чая. Вскорости заработала колбасная фабрика Заико и Ко. Был построен дом на Торговой улице, номер 66. Тогда и началась длившаяся более ста лет дружба двух семейств. Потомки двух поколений снова встретились в этом доме 15 мая 2009 года в городе Харбине, в театре Модерн. Это был первый русский бал после полного исхода и рассеивания по всему миру обитателей города Харбина. Бал принёс массу неожиданных встреч, о которых и не мечтали собравшиеся туда бывшие харбинцы и их потомки. Харбинское муниципальное правительство вместе с отделом культуры в г. Пекине решили проводить подобные встречи ежегодно, при этом финансово помогая желающим приехать-отель, пропитание, транспорт, сувениры. Последняя такая встреча на высоком уровне состоялась 25 Июня 2017 года.
Клиенты больницы Центральной Железно - дорожной б ольницы М еханическ ого цех а К.В.Ж.Д. в г. Харбине – Австралийская лампада 2017 (4) №35 The magazine «Australian Lampada». Подводя итог об одном из многочисленных явлений в этом городе можно и нужно с уверенностью заметить, что одна из легенд царящая среди китайского населения рассказывает, что Харбин это город призрак существовавший на берегу реки Сунгари много столетий назад – исчез, а затем снова появился во всей своей красе сегодняшнего дня. И сегодня, на холме, в центре города, где когда –то возвышался кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца видна голова медного дракона. Медный хвост его выходит из под земли около бывшего Успенского Кладбища. Легенда рассказывает о гибели дракона как раз в этом месте. Храм Святой Софии в центре города был частично повреждён. Когда настала политическая оттепель простые жители города собрались на «вече»и порешили поправить свою красавицу –церковь Софии. Они всегда любили её. Было решено отпечатать открытки и продавать их, даже друг-другу. Никто не украл ни копейки, никто не стал олигархом, а храм Святой Софии приобрёл свой прекрасный теперешний вид. Слава Всевышнему.
Фото:
М.Я. Нетребенко батальонный фельдшер 1905г. Константин Нетребенко. Сидней.
Опубликовано по личной просьбе Константина Нетребенко-сына доктора, проживающего в Сиднее.
В статью включены личные воспоминания сына и воспоминания его отца- доктора Максима Нетребенко.