Архив
Свежие новости
Поэзия
Проза
Веб - строительство
Музыка
Графика и дизайн
Живопись
Фотография
Переводы
Поиск автора
Конкурсы
Поиск
Историческая страничка
Люди   и  судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей
Интернет
Предложения
Работа
Православие
Просто о жизни
 
 Домой  Статьи / 130 лет Игорю Северянину. «Король поэтов», потерявший Россию. Северянинские чтения в Австралии (Брисбен).   Войти на сайт / Регистрация  
 Поиск 
    Карта сайта  
Поиск
Историческая страничка
Люди и судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей

 
130 лет Игорю Северянину. «Король поэтов», потерявший Россию. Северянинские чтения в Австралии (Брисбен).
( Людмила Ларкина )


«Ты потерял свою Россию...Увелатебя судьба не без причиныв края неласковой чужбины.Что толку охать и тужить Россию нужно заслужить!                            


                                                                                                                                  Игорь Северянин.


В один из воскресных, февральских дней 2017, в Брисбене, в литературно-музыкальном салоне "Лампада" состоялась творческая встреча, посвященная 130-летию со дня рождения поэта Серебряного века Игоря Северянина.


 


Прекрасные минуты, поэтический настрой и радость творческого общения ожидали каждого, кто пришел. Зрители не ошиблись, решив провести свой воскресный день в литературно-музыкальном салоне «Лампада».


 С творчеством  поэта Игоря Северянина в Австралии далеко знакомы не все. В лучшем случае, люди знают его  стихи и песни: «В шумном плате муаровом», «Это было у моря». Имя «короля поэтов» - Игоря Северянина  долгое время умалчивалось на Родине его рождения, в России.  В Эстонии, где последние 24 года своей жизни проживал «король поэтов», ежегодно в мае проходят северянинские чтения. В год 130-летия со дня рождения Игоря Северянина, в 2017 году,  имя его впервые громко зазвучало на самом далеком континенте - в Австралии, в литературно-музыкальном салоне «Лампада», открыв тем самым международные, юбилейные северянинские чтения, волна которых, начиная с февраля 2017,  пошла по всему поэтическому миру.


 Юбилейным годом Игоря Северянина  считается не только 2017, но и следующий год – 2018-ый, в котором 27 февраля исполнится 100 лет с того  дня, когда на состязании поэтов в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был признан «королем поэтов».


 Творчество Игоря Северянина во время поэтических чтений в салоне  «Лампада» было раскрыто очень глубоко и проникновенно. Необыкновенной встреча оказалась именно  тем, что  малоизвестный для большинства  русских  эмигрантов поэт, предстал во всей своей поэтической мощи. Рассказ о жизни Игоря Северянина вел автор данной статьи, сопровождая повествование видео хроникой.


 Каждый жизненный этап поэта иллюстрировался чтением стихов.  «Поэза странностей жизни» и стихотворение «Что нужно знать» были прочитаны Ириной Веселковой. Самая юная участница поэтических чтений  София Викторова прочитала стихотворение «Насмешка короля».


Своим чтением заворожила Алина Джалимбетова, прочитав северянинский «Рескрипт короля». Многим запало в сердце стихотворение «Не завидуй другу» в декаламации Виктории Веренеевой. «Весенний день» с восторженным чувством продекламировала Таня Кази. Впервые стихи на творческой встрече «Лампада» читала Екатерина Лова. Она прочитала стихотворение «Не странны ли позавчера…». Манера ее чтения всем очень понравилась. Знаменитое стихотворение  «В шумном платье муаровом декламировала постоянный член салона «Лампада» Инесса Макинтайр, которая каждое свое выступление готовит в виде мини спектакля.  Анна Шевель очень ярко раскрыла чувства поэта в стихотворении «Сегодня не приду». Прочитали стихи «короля поэтов», также, Андрей Виринчук, Елена Тилли. Ирина Нисина (Ляля) кроме чтения стихотворения «Как хороши, как свежи были розы», рассказала о некоторых эпизодах из личной жизни и женщинах Игоря Северянина. 


Поэтический вечер завершила Лариса Бруккер,  обворожительно исполнив романсы на стихи И. Северянина.


 Поэтический праздник завершился, но любители поэзии не спешили расходиться, продолжив свое общение за чашкой чая, делясь своими впечатлениями о творчестве поэта. Вспомнили стихотворение Северянина «Я композитор». В своих стихах  поэт  часто обращался к музыкальной теме, распевая  свои стихи на   созданные им самим мелодии. К музыке он имел пристрастие с раннего детства, когда Игорь, тогда еще Лотарев, впервые увидел оперу – «Рогнеда» Александра Серова, которая произвела на него сильнейшее впечатление. Эстонский поэт Вальмар Адамс, близко знавший Игоря-Северянина, писал, что  у Северянина  была великолепная музыкальная память, позволявшая ему на слух воспроизводить даже самые сложные оперные партии. Он писал: «Голос у Северянина был концертный — стены дрожали!».


Поэт Сергей Спасский вспоминал, что иногда во время выступления Игорь Северянин свои стихи читал так, что публика хохотала до слез, как например на концерте в 1913 году  в Тифлисе: «Люди хватались за головы. Некоторые, измученные хохотом, с красными лицами бросались из рядов в коридор. Такого оглушительного смеха я впоследствии ни на одном поэтическом вечере не слыхал. И страннее всего то, что через полтора-два года та жe публика будет слушать те же стихи в безмолвном, настороженном восторге…».


 Северянин Игорь Васильевич (фамилия при рождении Лотарев) родился 4/16 мая 1887 года в Петербурге в семье капитана I-го железнодорожного батальона (впоследствии полка) Василия Петровича Лотарёва и Натальи Степановны Лотарёвой, урождённая Шеншина - дочери предводителя дворянства Щигровского уезда Курской Губернии Степана Сергеевича Шеншина. По линии матери Игорь Лотарёв находился в родстве с поэтом Афанасием Фет. Раннее детство прошло будущего поэта в Петербурге. После разрыва отношений между родителями жил в имении дяди Михаила Петровича Лотарёва в Новгородской губернии, под Череповцом, где  окончил Череповецкое реальное училище. В 1904 году  уехал к отцу в Манжурию, в город Дальний, некоторое время жил в Порт-Артуре. После кончины отца в 1904 году вернулся в Петербург. К тому времени им было написано уже не мало стихотворений, которые Игорь начал писать с восьми лет. Стал издавать за свой счёт брошюры со стихами. Всего было издано 35 брошюр.


 Одну из брошюр «Интуитивные краски» Игоря-Северянина писатель Иван Наживин в 1910 году привёз в имение Льва Толстого Ясная поляна и прочитал стихотворение «Хабанера II», которое возмутило Толстого своей «безнравственностью». На следующий день в газетах появились статьи о юном поэте с возмущением Льва Толстова: «Чем занимаются, чем занимаются…!  И это — литература? Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки…» - цитировали со страниц газеты Льва Толстого. Северянин впоследствии вспоминал: «…с легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому было не лень. Меня заметили…».


 В 1911 году Игорь-Северянин вместе с издателем газеты «Петербургский глашатай» Иваном


Игнатьевым (Казанским)-сыном Константина Фофанова основал литературное направление эгофутуризм. Менее, чем через год он покинул группу эго-футуристов.


 Первый большой сборник стихов Игоря-Северянина «Громокипящий кубок» вышел в 1913 году в издательстве Сергея Соколова «Гриф». Предисловие к сборнику написал Федор Сологуб: «Одно из сладчайших утешений жизни — поэзия... Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны…».


 В марте 1913 года Федор Сологуб  организовал турне Игоря Северянина по Югу России.  В 1914 году  году  Маяковский и Северянин отправляются в совместное турне. К 1918 году Игорь Северянин принял участие в 48 концертах и 87 дал лично.


 Литературовед Яков Черняк вспоминал: «В Москве в конце февраля 1918 года были назначены выборы короля поэтов в Политехническом музее. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Маяковский и Игорь Северянин. Страстные споры, крики и свистки то и дело возникали в аудитории, а в перерыве дело дошло чуть не до драки между сторонниками Северянина и Маяковского. Маяковский читал замечательно. Он читал начало „Облака“ и „Наш марш“… Королём был избран Северянин… Из ближайшего похоронного бюро был заранее доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок. Он был возложен на шею тощего, длинного, в долгополом чёрном сюртуке Северянина, который должен был в венке ещё прочитать стихи. Венок свисал до колен. Он заложил руки за спину, вытянулся и запел что-то из северянинской „классики“.


Такая же процедура должна была быть проделана с Маяковским, избранным вице-королём. Но Маяковский резким жестом отстранил и венок и людей, пытавшихся на него надеть венок, и с возгласом: „Не позволю!“ — вскочил на кафедру и прочитал, стоя на столе, третью часть „Облака“. В аудитории творилось нечто невообразимое. Крики, свистки, аплодисменты смешались в сплошной грохот…»


После выборов «короля поэтов» был издан специальный альманах избранных поэз для публичного чтения «Поэзоконцерт».


В первых числах марта 1918 года Игорь-Северянин уезжает в Эстонию. Больше в России побывать ему было не суждено. Для него началась вынужденная эмиграция, в которой он прожил двадцать четыре года до самой своей кончины. В эстонский городок Тойла он приехал со своей матерью Наталией Степановной Лотарёвой, няней Марией Неупокоевой, с гражданской женой Марией Васильевной Волнянской, бывшей гражданской женой Еленой Семёновой и дочерью Валерией. В 1921 году Северянин расстался с М. Волнянской и в Успенском соборе в Юрьеве обвенчался  с поэтессой, переводчицей, Фелиссой Круут, которая вскоре родила сына, крещёного Вакхом. Ради замужества Фелисса перешла из лютеранства в православие и стала единственной законной женой поэта. До марта 1935 года Фелисса была Ангелом-хранителем поэта, прилагая все усилия, чтобы литературное творчество Игоря-Северянина в эмиграции не угасло.  


В первые годы эмиграции поэт активно гастролировал по Европе. В 1931 году князь Феликс Юсупов организовал ему два выступления в Париже.  На втором выступлении присутствовала Марина Цветаева, которая написала: «Единственная радость— вечер Игоря Северянина…».  


 После 16-ти лет совместной жизни с Фелисой, пережив безденежье и тяготы эмигрантской жизни, в 1935 году Северянин расстается со своей единственно законной супругой и связывает свою жизнь с Верой Борисовной Коренди.


 Тоскуя по родине, проживая в Тойле, Северянин стал все чаще посещать Пюхтицкую обитель, совершая длительные прогулки к монастырю. Перед входом в обитель перекрестясь, окунался в животворящий, обжигающий ледяной водой родник и входил в обитель, чтобы подарить монахиням рыбу, которую сам ловил.


       При Пюхтицком монастыре в летней резиденции губернатора С.В. Шаховского жила вдова Елизавета Дмитриевна, урожденная графиня Милютина. Ее супруг губернатор Эстляндии С.В. Шаховской, в конце IXX века выкупил у местных баронов Журавлиную гору,  узнав о бесчинствах баронов в отношении русских верующих, которые приходили из России на поклон к жертвенному дубу, в ветвях которого была обнаружена икона Матери Божией. Бароны, являясь хозяевами этих земель,  разгоняли русских богомольцев, натравливая на них своры охотничьих псов.  После того, как земля была куплена Шаховским, на ее просторах при его содействии был построен православный женский монастырь.  После кончины Шаховского, его вдова проживала при монастыре. При встрече с Северяниным, Елизавета Дмитриевна,  вспоминала, как ее отец, военный историк, консультировал Толстого в работе над романом «Война и мир». Она слышала авторские чтения А.К. Толстого, А.Н. Островского, встречалась с Фетом. Из всех писателей, которых ей довелось видеть и слышать, она особо выделяла Достоевского. По просьбе Северянина Елизавета Дмитриевна читала пушкинского «Пророка» в манере Достоевского. Воспоминания Шаховской о писателях дали Северянину импульс к написанию стихотворения, по-христиански прочувствованного им: «О всех, о ком здесь некому молиться, я помолюсь теперь в монастыре...».


 В годы эмиграции поэт издал семнадцать поэтических сборников, стал первым крупным переводчиком эстонской поэзии на русский язык. Ему принадлежит первая антология эстонской поэзии на русском языке «Поэты Эстонии», но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными и, даже, они не расходились. Поэт проживал последние годы в нужде и в безвестности.


 Много на пути поэта было женщины, которых он искренне любил, посвящая каждой стихи, и обобщил их образ в одном из своих стихотворений словами: «Все мои принцессы – любящие жены». Одну из них, свою первую любовь, Евгению Гуцман (Злату), Северянин вспоминал всю свою жизнь, посвятив ей множество стихотворений и неотправленных писем.


 22 декабря 1941 года поэт умер на руках гражданской жены Веры Коренди. Родственники Веры Коренди не разрешили похоронить поэта в семейной ограде на Александро-Невском кладбище Таллина. Место для могилы было найдено на том же кладбище случайно в ограде с могилами Марии Штерк и Марии Пневской, которые не являются ни его родственниками, ни знакомыми.  Хоронили «короля поэзии» три женщины:  Фелиса Крутт, Вера Коренди и Евгения Гуцман. Первоначально на могиле был установлен простой деревянный крест, но в начале 1950-годов литератор Валентин Рушкис заменил крест на табличку с цитатой из стихотворения «Классические розы»: «Как хороши, как свежи были розы! Моей страной мне брошенные в гроб!».


Розы, о которых писал Северянин, так и не были брошены в его в гроб его любимой Родиной. Сегодня, более чем через 70 лет после его кончины, поклонники поэзии Игоря Северянина  приносят  розы на его могилу в Таллине. Принесли  розы и на презентацию его творчества в Австралии. На столе во время презентации, кроме роз, стояли австралийские ананасы, напоминая знаменитое северянинское стихотворение «Ананасы в шампанском», положенное на музыку.  Песня эта в исполнение Александра Вертинского в течение десяти лет звучала в русском Харбине. На гостей  салона «Лампада" песни и танго 1940-годов снова навели воспоминания. Вечер получился очень теплым, трогательным и незабываемым.


 Спасибо, всем, кто читал стихи, кто пел, кто встречал гостей, кто организовывал чайный стол.  Спасибо всем, кто пришел на эту встречу. Так радостно встречать в эмиграции людей, несущих в себе творческий огонек, вдохновение. Всегда дороги люди, которые умеют ценить поэзию,  вспоминать о забытых поэтах, хранить дружбу, видеть красоту этого мира, делиться радостью с другими, любят и не забывают свою Родину.


Редактор журнала "Австралийская лампада" Людмила Ларкина.


Брисбен. Австралия. Штат Квинсленд.


 







130 лет Игорю  Северянину. «Король поэтов», потерявший Россию. Северянинские чтения в Австралии (Брисбен). написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
© 2024 Австралийская лампада