С 12 по 14 сентября в Брисбене прошли выступления Имперского русского балета. Год назад солисты балетной труппы впервые гастролировали по Австралии с классическим балетом П.Чайковского «Лебединое озеро». В этом году Имперский балет приехал с новой работой «Щелкунчик».
Все три дня концерт проходил в театре университета (QUT Garden Theatre).
Увертюра, занавес! Открывается сцена со сказочной декорацией. Роскошные костюмы, со вкусом подобранные цвета. Тонкая, безукоризненная работа со светом. Музыка звучит с фонограммы, но со сцены все время доносятся звуки кастаньет, колокольчиков, хлопков, прыжков, что сосредотачивает на натуральности живой, сказочной рождественской сцены. Зрители сидят, как завороженные…
Надо отметить, что зал университетского театра был полон австралийской публикой. Русских зрителей было не так много, но объявления о начале представления и перерывах любезно звучали, как на английском, так и на русском языке. Поразила очень большая группа танцующих детей. Некоторые из них были совсем еще маленькие – в возрасте 5 - 6 лет.
Прекрасные костюмы, виртуозная пластика, оточенные движения. В перерыве я задала вопрос одной из солисток балета Анне Гайдаш.
-Аня, откуда вы, кого сегодня танцевали? В костюмах невозможно узнать любимых исполнителей. Все такие красивые, пластичные. Расскажите немного о труппе, о себе, как часто вы на гастролях?
- Я сама из Москвы. В труппе есть солисты, окончившие пермскую балетную школу, петербургскую, московскую, алма-атинскую. Танцевала я сегодня бабушку. Главную героиню – принцессу Клару танцевала Мария Сокольникова. Она моя подруга. Принца танцевал Нариман Бегжанов. Они оба очень талантливы. В труппе у нас 40 человек, но гастролируем мы не всей труппой. План и маршрут гастролей очень насыщенный. Завтра уезжаем в Новую Зеландию, затем снова возвращаемся в Австралию.
-Как часто у вас гастроли? У вас сегодня танцует много детей, как это все организованно? Невозможно с собой возить такое количество детишек. Расскажите об этом.
-Гастроли у нас постоянно, мы объехали, практически, всю Европу. Танцевали в Испании, Германии, Франции, Италии, Аргентине, Бразилии, Китае, Японии. В этом году мы в восьмой раз в Новой Зеландии, второй раз в Австралии. В следующем, в 2011 году снова запланированы гастроли в Австралию. Нам нравится, как здесь тепло принимают зрители и страна такая замечательная, красивая и теплая. Относительно детской группы. Здесь есть одна особенность, которую мы практикуем. В каждом городе нас ждут детские балетные коллективы, которые готовятся к выступлению на сцене с нашим балетом. «Щелкунчика» дети готовили от трех и более месяцев. Мы приезжаем и перед выступлением проводим с ними генеральные репетиции. Сегодня вы видели результат труда.
-Так, значит, мы сегодня видим на сцене вместе с русским балетом брисбенских детей? Какая это школа? Они великолепно танцуют.
-Да, сегодня вы видите детей, которые обучаются балетному искусству в Брисбене. Это юные танцовщицы и танцоры брисбенской балетной академии “Desley Donaldson”. Директор школы балетной студии Desley Donaldson. Сегодня в зале присутствуют родители, друзья, учителя этих детей.
- Это потрясающая возможность для маленьких исполнителей и выпадает не каждому такой шанс танцевать с виртуозами русского балета. Как проводится отбор детей? Кто принимает решение, кому танцевать? Для детей такой концерт запомнится на всю жизни, а кому-то предопределит судьбу.
- Это, действительно большой шанс для детей. Обычно балетная школа того города, который у нас заложен в плане гастролей объявляет кастинг детей на участие в балете. В этом году все знали, что мы привезем «Щелкунчика». Родители приводят своих детей на просмотр в балетную школу, чтобы показать педагогам. Иногда уже есть готовые детские коллективы. В Австралии к концерту на большой сцене готовятся 16 балетных школ. Все массовые мизансцены дети разучивают без нас. Завтра мы отправляемся в Новую Зеландию, и там уже нас ждут хореографы и дети. Снова репетиции. Работа большая. Выступление - это уже показательный результат труда, а аплодисменты зрителей - это самое дорогое, что есть для нас.
-Спасибо Вам, Аня, за Ваш рассказ. Перерыв закончился, а Вам еще работать на сцене. С удовольствием посмотрю Ваше выступление в предстоящем отделении. Успехов Вам и легкого полета в балете и в жизни.
Из брисбенской балетной академии “Desley Donaldson” с русским балетом на сцене танцевало сегодня 31 человек. Рождественская сказка «Щелкунчик» сияла детскими улыбками, радостно плясали задорные гномы, шалили хитрые мышки, шли строем строгие кавалеристы.
Идея главного руководителя Имперского русского театра Гедиминаса Таранды – приглашать на сцену местные детские коллектив, пришлась всем по душе. Своим необычным проектом русский балет дал возможность детям выступать вместе с профессиональными солистами. Объединенные единой целью взрослые и дети несли со сцены неиссякаемый дух энергии, детской непосредственности, артистического очарования. Отклики зрителей в виде восторгов, аплодисментов и криков «браво!» не заставили себя ждать, как в первом, так и во втором сценическом отделении. В перерывах зрители раскупали яркие, художественно оформленные программы, диски с записями выступлений, интересовались историей создания Имперского балета.
Компания «Имперский балет» начала свой творческий путь в 1994 году, во время юбилейных концертов Майи Плисецкой в Японии. Программа гастролей для знаменитой балерины готовилась солистами Большого театра Гедиминасом Тарандой, Николаем Анохиным и солистом Государственного Академического ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Труппу «Имперского русского балета» составили артисты из лучших балетных школ России. Майя Плисецкая стала президентом новой компании, а Гедиминас Таранда — художественным руководителем коллектива. Название коллектива это дань благодарности русской императорской династии, которая много сделала для развития русского
искусства и основала систему императорских театров, это уважение всем незаурядным солистам русской балетной школы за неоценимый исторический вклад в развитие отечественной культуры.
Вот уже 16 лет «Имперский русский балет» работает под руководством талантливого хореографа и директора Гедиминаса Таранды. Гедиминас Таранда в постоянном поиске новых идей и возможностей. Родился Гедиминас Таранда 26 февраля 1961 года в Калининграде в семье военного и бухгалтера. По отцу Гедиминас - литовец, по маме - казак. Детство прошло в Воронеже. В 1976 году поступил в Московскую академию хореографии. По распределению попал в Большой театр, дебютировал в спектакле "Дон Кихот". В 1984 году впервые оказался на гастролях за рубежом - в Мексике. В 1994-м создал Имперский русский балет, который стал известен во всем мире. В дружной семье Гедиминас выросло 4 солиста балета. В Имперском балете танцует его брат Витас Гедиминас. Средний брат танцует в Испании, младший - в Америке. Сегодняшний репертуар коллектива Гедиминас Таранды стоит из 15 классических балетов; среди них: «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта». Ведущими солистами являются Нариман Бекжанов и Мария Сокольникова.
Нариман Бекжанов родился в 1983 году. Окончил Алма - атинское хореографическое училище им. Селезнева. Работал в Государственном Алма - атинском Театре оперы и балета (ГАТОБ) им. Абая. Исполнял Эспадо в балете «Дон-Кихот», Альберта в «Жизели». Переехал в Москву, где танцевал в «Moscow city ballet» Смирнова-Голованова. В Имперском балете танцует пять лет. Исполняет главные партии в десяти балетах.
Мария Сокольникова родилась в 1985 году в Москве. Училась в хореографическом училище при университете Н. Нестеровой. Работала в Русском Национальном балете, художественный руководитель С. Радченко. Исполняла партии Жизель, Золушки и Баядерки. С 2006 года танцует в Имперском русском балете.
Вопрос к Марии и Нариману:
- Что вы считаете высшим счастьем в балете?
Говорит Мария:
-Большую радость мне доставляет работа над новым материалом. Столько нового для себя в эти минуты открываешь. Этот опыт открытия обязательно потом тебе в жизни пригодится. Помимо чистой техники нужно много играть, передавать различные оттенки чувств, нюансы в характере героини. Это самое большое счастье, когда видишь, что характер и чувства удалось донести до зрителя.
Отвечает Нариман:
-Для меня миг высшего удовлетворения наступает после спектакля, когда закрывается занавес. Стоишь и медленно приходишь в себя. Это наивысшее счастье осознавать, что все получилось. Потом, успокоившись, начинаешь возвращать в реальность - «выходить из балета».
Имперский русский балет восхитил в Брисбене своим мастерством даже неискушенных зрителей. Один из моих собеседников сказал:
- Я не понимаю балет. Не хожу на эти спектакли, потому что думаю - все равно не пойму, что там они танцуют, но после сегодняшнего представления, я не боюсь сказать, что я становлюсь балетоманом.
Думаю, что это не менее высокая оценка работы балетной труппы, чем продолжительные аплодисменты.
Пожелаем руководителю Имперского русского балета Гедиминасу Таранде и всему его коллективу самых высоких минут счастья, легкого полета, сказочно - счастливых перевоплощений и новых встреч с благодарными зрителями.