Архив
Свежие новости
Поэзия
Проза
Веб - строительство
Музыка
Графика и дизайн
Живопись
Фотография
Переводы
Поиск автора
Конкурсы
Поиск
Историческая страничка
Люди   и  судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей
Интернет
Предложения
Работа
Православие
Просто о жизни
 
 Домой  Статьи / Как прошла Пасха в Брисбене.   Войти на сайт / Регистрация  
 Поиск 
    Карта сайта  
Поиск
Историческая страничка
Люди и судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей

 
Как прошла Пасха в Брисбене.
( Людмила Ларкина. )

В ночь с 18 на 19 апреля 2010 Торжество Пасхальной радости опустилось над Брисбеном. Служилась Пасхальная служба в трех храмах.
Праздничное Пасхальное богослужение в Свято – Николаевском Соборе возглавил протоиерей отец Гавриил Макаров. В соборе служили также иерей отец Иоан Вир, дьякон отец Константин Симовских и иподьякон отец Василий Константинидис.

В Свято – Серафимовском Соборе службу вел иерей отец Гавриил Лапардин и дьякон отец Даниил Бабий.

В храме Владимирской иконы Божьей Матери пасхальную службу служил протоиерей отец Михаил Хлебанский.
Трижды в течении Великой Субботы в Брисбенских храмах освещались куличи. В четвертый раз освещение кличей было совершено на заре Великого Дня Христова Воскресенья, после завершения торжественной литургии.

Сотни православных верующих, проживающих в столице штата Квинсленд, и в ее окрестностях, пришли на ночное Богослужение. В 11.15 во всех трех храмах Брисбена началась Великая Полуночница с внесением Плащаницы в алтарь.

В Свято – Николаевском Соборе недостаточно было места для всех пришедших. Люди стояли на улице, ожидая вынос огня из церкви. В полночь духовенство и прихожане с зажженными свечами, хоругвями и иконами совершили крестный ход. Хор пел ангельскими голосами, возбуждая необыкновенную радость предстоящего воскресения Спасителя. Обойдя храм, прихожане остановились перед закрытыми дверями собора, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Под пение "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" вошли в храм. Хор, состоящий из 16 человек, торжественно исполнил пасхальный канон. Хором руководил регент Артем Мень.
Священники, меняя священные одежды, неоднократно выходил из алтаря с торжественным возгласом: «Христос воскресе!». Прихожане радостно отвечали: «Во истину воскресе!». В соборе царил необыкновенный подъем благодатной радости.
После завершения литургии, потянулась вереница прихожан к кресту. Каждому приложившемуся к кресту, Отец Гавриил дарил Пасхальное яйцо и трижды христосовался. За настоятелем стояло 15 алтарников. Прихожане подходили по очереди к каждому из них и также трижды христосовались. В конце этой торжественной процессии стояли совсем юные алтарные мальчики. Детские лица алтарников придавали особое чувство радости и ответственности за Великое Воскресение Христа. После креста, прихожане зашуршали упакованными сюрпризами, раздаривая подарки друг другу. Настоятель Собора отец Гавриил, пригласил всех прихожан пройти в трапезный зал и разделить совместную Пасхальную трапезу.
Мы прошли в зал, где на столах уже красовались высокие, сдобные куличи, пышные сырные «пасхи», крашеные яйца, салаты, выпечка и другие снадобья, от которых верующие воздерживались в течении 40 дней. К пасхальному столу для разговения стали подъезжать прихожане после службы из Свято – Серафимовского Собора и из храма Владимирской иконы Божьей Матери. Разговение началось по старым русским традициям - с крашеных яиц.
До раннего утра шли беседы за праздничными столами. После долгого поста люди не могли наговориться о событиях, произошедших за эти дни. Рассказывали о традициях празднования Пасхи другими народами. Вспоминали, как в детстве обменивались Пасхальными яйцами и колотили яйца о лоб друг друга с искренней верой, что разбитое пасхальное яйцо о лоб непременно принесет удачу за терпение.
Крашеные яйца, являются самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи. Красный цвет пасхального яйца напоминает о том, что искупление человечества совершилось пролитием на кресте крови Христа Спасителя. В день Светлого Воскресения Христова на Руси не только обменивались яйцами при встрече, но и подавали нищим. Пасхальные яйца хранили в доме вместе с иконами. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, что брошенное в огонь яйцо может потушить пожар. Пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову. Перед первым выгоном скота на пастбище, освященным пасхальным яйцом водили по хребту животного, с просьбой к Спасителю, чтобы животные не болели, а коровы давали хороший удой и справно кормили семью.
Чудодейственную силу приписывали и скорлупе освященного яйца, а также крошкам от разговенья. Их собирали, смешивали и клали вместе с зерном для посева. Любимой пасхальной забавой у многих народов являлось катание пасхальных яиц. Катать яйца начинали в первый день Пасхи, после обеда, и продолжали всю первую пасхальную неделю. Катали яйца с бугорка или со специального лоточка. Если катящееся яйцо ударялось о яйцо, лежащее на земле, играющий забирал это яйцо себе. Если яйцо не касалось яиц, то «катальщик» оставлял свое яйцо в игре. Эти забавы порой превращаются в настоящие соревнования, которые привлекали к себе массу народа.
В России существовала художественная традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных и даже золотых и серебряных яиц, украшенных драгоценным камнями. Русские “писанки” покрывались затейливыми символическими узорами, а также на них рисовали виды природы, жанровые сценки, храмы и иконки. Отсюда и пошло знаменитые яйца «Фаберже».

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Впоследствии сложился обычай, который сохранился до сих пор: в праздник Воскресения Христова в храме оставляют хлеб (по-гречески он называется “артос”). На этом хлебе изображается крест. Следуя православным традициям, в понедельник Светлой седмицы, 20 апреля в Свято – Николаевском Соборе артос с крестным ходом обнесли вокруг церкви. В монастырях всю седмицу артос ежедневно приносят в трапезную и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу, после благословения, раздают верующим.
Пасхальный кулич, испеченный по старинным рецептам, может храниться до 40 дней. В древности кусочек от освященного кулича считался лечебным.

Творожная «пасха» - еще один из символов Великого Праздника. «Пасха» является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Для изготовления «пасхи» на Руси использовали выстоявшееся кислое молоко. Из твердого, термически приготовленного творога, пасху не делали. Весь Великий пост в ожидании праздника, молоко собирали в одну посуду. За время поста простокваша уплотнялась, но совсем не так, как при температурном воздействии. Поэтому «пасха» получалась воздушной и нежной. «Пасху» спрессовывали в виде усеченной пирамидки. По церковно - славянски, называется: “млеко огустевшее”. На боковых ее сторонах изображаются крест и буквы “ХВ”, что означает “Христос Воскресе”. Сейчас «пасху» готовят в таких же формах, несколько изменив способ приготовления творожной массы.

На Руси весь народ торжественно готовился к Первому Дню Пасхи. К нему было приурочено много добрых обычаев и поверий. Например, считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрем, погорельцам, разорившимся семьям, сиротам, бродячим странникам. Помогая им, верующие свято верили, что именно эти неудачи обойдут их стороной.
На Пасхальную службу надевали самые красивые наряды, чтобы этим поблагодарить Господа за Его заботу и потвердеть, что Воскресение Христово – это самый Великий Праздник.
К празднику Пасхи устанавливали качели, так как считалось, что с каждым подъемом ввысь, поднимается благосостояние качавшихся. Первое воскресенье после Пасхи и следующая за ним неделя было временем свадеб. В Свято –Николаевском Соборе Брисбена есть давно устоявшаяся традиция: в течении всей Светлой седмицы настоятель отец Гавриил и Матушка Ирина объезжают дома прихожан с молитвой.
Я спросила у одной австралийской женщины: Какие традиции вы соблюдаете, празднуя свою Пасху (Исту)? Какое традиционное Пасхальное блюдо? Как вы любите отмечать этот торжественный день? Красите ли вы яйца?
Любезная женщина мне поведала, что их традиционное пасхальное меню состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами. На десерт подают торт из безе - “Pavlova”. Яйца австралийцы не красят, а предпочитают покупать шоколадные, в золотых обертках. Любят делать друг другу Пасхальные подарки. Перед поездкой в церковь завтракают горячими, сладкими булочками.
Пасху чаще отмечать на природе. Считают, что в этот светлый праздник воздух становится чистым, а вода в источниках приобретает свойства святой воды. Если в текущем году австралийцы планируют создание новой семьи, то влюбленные должны набрать пасхальной воды из любого природного источника и хранить ее в течение всего года, чтобы будущий брак был крепким и счастливым.
Светлое Воскресение Христово – это Праздников Праздник. Пасха - это самый радостный день, который отмечают торжественно христиане всего мира.

Людмила Ларкина. Брисбен.
Фото автора.




Как прошла Пасха в Брисбене. написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
© 2024 Австралийская лампада