Архив
Свежие новости
Поэзия
Проза
Веб - строительство
Музыка
Графика и дизайн
Живопись
Фотография
Переводы
Поиск автора
Конкурсы
Поиск
Историческая страничка
Люди   и  судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей
Интернет
Предложения
Работа
Вопросы и ответы
Православие
Просто о жизни
 
 Домой  Статьи / В Австралии потухла еще одна «лампадка» творческой души. Памяти поэта Семёна Михайловича Литвинцева (1936-2014).   Войти на сайт / Регистрация  
 Поиск 
    Карта сайта  
Поиск
Историческая страничка
Люди и судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей

 
В Австралии потухла еще одна «лампадка» творческой души. Памяти поэта Семёна Михайловича Литвинцева (1936-2014).
( Людмила Ларкина )


В Австралии потухла еще одна «лампадка» творческой души.


Памяти поэта Семёна Михайловича Литвинцева (1936-2014).


 С большой скорбью мы узнали о том, что в Сиднее ушёл из жизни еще один замечательный человек, поэт, член Союза писателей России Семён Михайлович Литвинцев.


   Прожил Семён Михайлович в Сиднее 22 года, издал 12 книг. Стихи его отличаются патриотизмом, самобытностью и юношеской романтикой, не смотря на немолодые годы поэта. Я была знакома с этим человеком только по телефонным звонкам, которые в последнее время прекратились из-за того, что слух Семёна Михайловича стал очень слабым.  Всякий раз он  говорил: «Я не могу не писать…!».


  Стихи Семена Михайловича Литвинцева пусть не всегда отточены с профессиональной точки зрения, иногда звучат совсем по-детски, но многим близки его щемящей тоской по Родине. В каждой его строчке чувствуется боль за Россию. Очень жаль, что этот поэт недооценён нашим обществом при жизни, как и в прочем, многие другие русские поэты. Неважно, где живут поэты -  в России, или за рубежом, их просто могут не знать, не потому что поэт не издаёт книг, не пытается донести стихи до людей, а потому что современники считают, что творчество его не так важно. Возможно, просто, не приучены к культуре чтения произведений современных авторов. При жизни творцов поэтического слова сбрасывают со счетов и, как правило их труд не замечают. Многие говорят так: «Я с детства не люблю поэзию, поэтому и не читаю стихи…». Эти люди не подозревают, какой кладезь может быть рядом и, что они обкрадывают себя, не читая творения души настоящего русского поэта. 


 Иногда происходит и такое, что кто-то из современных русских авторов посчитает, что творчество этого писателя, поэта не достаточно современно, непрофессионально и имя его не вносят на литературный портал. Так, например, на портале «Русская литература Австралии» открытого около пяти лет назад, нет имени Семёна Михайловича Литвинцева.  Нет  его имени, биографии, произведений ни в разделе «Русская поэзия Австралии», ни в раздел «Русская проза Австралии». Портал "Русская литература Австралии" расположен на сайте старейшей русской газеты в Австралии "Единение". 


Где можно узнать об авторе, проживающем за рубежом, если случайно не познакомиться с ним лично, если не попадёт его книга в руки? Читатели удивляются и задают вопрос:


 «Почему на портале «Русская литература Австралии» нет имени тех, или иных авторов? Ведь вас, пишущих русских в Австралии по пальцам можно перечесть. Почему читателей лишают возможности познакомиться с творчеством того, или иного поэта? Те, кто определяет быть автору на русском литературном портале Австралии, или нет, считают, что есть авторы, пишущие более современным языком? Мы-читатели сами можем определить – читать нам его, или нет, нужен ли нам модерн в поэзии, или мы хотим русское слово, рождённое от души…».


 Семён Михайлович Литвинцев родился 15 февраля 1936 года в старообрядческой семье, в Маньчжурии, на Северо-Востоке Китая. Место его рождения называется Трёхречье. Ласково он называл это место «Трехреченька моя…!». Во время прихода Красной Армии в Китай, ему было 9 лет и его  детская память сохранила многие  моменты жизни «китайского детства», которые вылились в дальнейшем в воспоминания.


 В 17 лет Семён устроился на работу рабочим  в судостроительную компанию в городе Дальний (Дайрен), где проработал до 1959 года. Как и многие русские был  репатриирован с родителями в Советский Союз. В 1959 году семья Литвинцевых   попала в северный город Томск.  Этот город Семёну стал родным, где он успешно окончил Томский Государственный Университет по специальности  инженер  электронной техники. После окончания университета был распределён  инженером в Якутск,  а затем читал лекции по электротехнике, работая старшим научным сотрудников в Якутском Государственном Университете.


 В начале революционных событий и развала Советского Союза, в 1992 году  переехал с женой и сыном на постоянное место жительства в Австралию по вызову родной сестры, которая выехала из Харбина в 1956 году.  Новая страна без знания английского языка, в возрасте за пятьдесят,  давалась не просто! Пережиты были все трудности, которые переживают эмигранты, попав в новую среду. Вскоре родственники помогли устроиться работать на завод по производству резиновых изделий.  Работа была тяжёлой-восемь часов монотонного тяжёлого труда  на сортировочном конвейере и это после научной работы и преподавания в университете. Чем тяжелее труд, тем сильнее болела душа по родным местам, по друзьям и требовала выхода. Полились стихи да так, что убегал с конвейера в туалет записывать их на клочке туалетной бумаги. В голове были постоянные думы и воспоминания о доме, оставленном в России, о преподавательской работе в университете. Вскоре начальство заметило частый уход с конвейера и Семён был уволен.


  «Думы здесь витать остались,


  Наши чувства бередят.

На три стороны распались, 

Но смириться не хотят…».


 Очень тосковал по Родине, по друзьям. Тоска и неустроенность снова вели к ежедневному творчеству.  Как говорил сам Семён Михайлович: «С 1995 года я начал писать запоями сначала стихи, а затем прозу...». В 1998 году вышел первый поэтический сборник «Имя твоё».


 Стихи заполнили его душу и он говорил о поэзии: «Мой способ выживания». Но выживать стихи не помогали, а приносили излишние расходы для семьи. Изданная в 1998 году первая книга не продалась и средства, которые он самолично вложил в издание книги, не вернулись, хотя факт выхода книги сильно вдохновил его. В год выхода книги (1998)  Степан Михайлович  организовал презентацию своего первого сборника в Русском Клубе  Сиднея.


Во время презентации вспомнил жизнь в Манчжурии, как возвращались  родители на Родину из Китая, а потом, как семья во главе с Семёном Михайловичем покидала Россию. Уезжала семья Литвинцевых из России в самые лютые годы беспредела. В душе ярко жили воспоминания и мечты, которые  пролегли красной нитью через все его творчество: 


 «Мне снится, что в России тихо,


Воров и нищих – нет их здесь,

И даже старикам не лихо,

И демократы, будто, есть….


Проснувшись, с явью не расстался.

Мечту с тоской не примерю.

Как я наивно заблуждался!

Чего там нет... – во сне смотрю…».


 Во время презентации поэтического сборника С.В. Литвинцев был счастлив, как никогда.


 Вскоре он понял, что не признан русским обществом. Это сильно потрясло его и надломило морально, но не повлияло на потребность писать. Писал много и продолжал издавать книги на собственные средства. Благосостояние семьи не стабилизировалось, а с каждым днём ветшало, но Семён Михайлович верил в удачу и в то, что встретится в Сиднее маститый поэт, который подскажет, как правильно писать стихи и поможет справиться с нахлынувшим на него стихопотоком. В день он писал, порой, по десять стихотворений. Поэта, который мог бы рассказать о законах стихосложения, который мог бы подсказать, как заниматься шлифовкой стихов, он не нашёл и это еще больше его терзало.


 Жена и сын не были в восторге от поэтических подвигов отца семейства и переживали за низкий статус семьи, за постоянное отсутствие денег.  Семён Михайлович хватался за разную тяжёлую работу, порой, даже, за ту, которая была ему непосильной.


Средств на покупку своего жилья не было и семья жила в небольшом доме, полученном от Австралийского государства.  Друзей и добрых собеседников, как бы не старались,  у семьи не появилось ни в среде новоприезжих, ни в среде русских, прибывших на сорок лет раньше из Китая  в Австралию.  Посещали церковь, клубы, но и там не нашли друзей. Общество болезненно делилось на "советских" и "белых"...


 В течение 9 лет работал в Сиднее на разных неквалифицированных работах.


В 2001 году Семён Михайлович вышел на пенсию по возрасту. Посадил во дворе дома берёзу и ель, пытаясь затушить боль тоски по Родине и по сыну, который вернулся из-за неустроенности в Россию. После отъезда сына в Москву, Семёну Михайловичу еще чаще стала сниться Россия:




«И здесь, в Австралии далёкой

Ночами часто снится мне,

Что я над Яузой высоко

Лечу на диком скакуне…».


Стихи С.М. Литвинцева, конечно, требуют большой работы. Видно, что многие стихи написаны от сердца, но не доведены до поэтического блеска, но в них живёт живая русская душа! Свои книги он выслал в Россию,  где был принят в члены Союза Писателей России, как самобытный поэт русского зарубежья. В Австралии он остался неизвестным и не включённым ни в одно творческое объединение, ни на сайт писателей, поэтов, пишущих на русском языке в условиях эмиграции. Все это он тяжело эмоционально переживал, но никому не жаловался. Порой состояние  неудовлетворённости граничило с заболеванием души. Он по-прежнему писал и искал единомышленников. Творческая лампадка его души горела до последнего дня. По телефону он мне говорил, что очень хотел бы приехать на встречу салона «Австралийская Лампада» и почитать свои стихи о России для русских брисбенцев. К сожалению, этого не случилось из-за состояния его здоровья.


 Семён Михайлович мечтал издать 13-ую книгу, но нездоровье жены резко подкосило его силы и он стал работать медленнее. Вскоре был вынужден поместить жену в дом престарелых. Два раза в день любящий  муж приезжал к ней в дом престарелых, а затем в больницу. Скончался Семён Михайлович Литвинцев 15 ноября 2014 года у кровати своей верной спутницы жизни при посещении ее в больнице, держа жену за руку.


«Слёзы горькие остались

Здесь, в Австралии со мной,

Боли снять с души пытались,

Мукой выжженной, больной...»




Потухла еще одна лампадка творческой души, но свет, зажжённый любовью к Родине, к людям в его произведениях еще долго будет светить на этой земле.


Вечная память вам, Семён Михайлович.


 


Людмила Ларкина.


Брисбен.


На фото С.М. Литвинцев в студенческие годы в Томском Государственном Университете. Фото выслано мне поэтом в 2012 году.


 







В Австралии потухла еще одна «лампадка» творческой души. Памяти поэта Семёна Михайловича Литвинцева (1936-2014). написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
© 2024 Австралийская лампада