Архив
Свежие новости
Поэзия
Проза
Веб - строительство
Музыка
Графика и дизайн
Живопись
Фотография
Переводы
Поиск автора
Конкурсы
Поиск
Историческая страничка
Люди   и  судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей
Интернет
Предложения
Работа
Вопросы и ответы
Православие
Просто о жизни
 
 Домой  Статьи / Там день и ночь горит лампада…Актуален ли Пушкин сегодня для России и для людей, давно оставивших свою родину?   Войти на сайт / Регистрация  
 Поиск 
    Карта сайта  
Поиск
Историческая страничка
Люди и судьбы
События, в русских общинах
Семейная
О Святых
Молодежная страничка
Детская страничка
Кроссворды
Письма читателей

 
Там день и ночь горит лампада…Актуален ли Пушкин сегодня для России и для людей, давно оставивших свою родину?
( Людмила Ларкина )

 


 


 


 


 


 


Там день и ночь горит лампада…


 


«Там день и ночь горит лампада


Пред ликом Девы Пресвятой; 


Души тоскующей отрада…»


                                     А.С. Пушкин.      «Бахчисарайский фонтан».         


 


Был ли Пушкин православным?


Актуален ли Пушкин сегодня для России и  для людей, давно оставивших свою родину? 



6 июня – День Рождения величайшего русского литературного гения, Александра Сергеевича Пушкина.  Указом РФ  с 1999 года  этот день официально, объявлен  Пушкинским Днем России и днем Русского Языка.     В течение 12 лет, вначале июня, в  разных уголках России  проходят пушкинские праздники. В 2011  году Совет Российских Соотечественников в Австралии явился инициатором празднования Дня рождения А.С.Пушкина в Австралии.


Вначале апреля 2011  редакцией журнала «Австралийская лампада»  было объявлено о двух творческих конкурсах в Брисбене. Один из конкурсов назывался «Читаем Пушкина». Целью этого конкурса было художественное чтение произведений А.С. Пушкина, инсценировка, сказок. Второй конкурс назывался «Рисуем сказки Пушкина».  Как известно, Пушкин не только любил и ценил живопись, но и сам увлекался рисованием. Исследователи нашли большое количество графических набросков на его рукописях.



Пушкинские  дни в Брисбене прошли по инициативе Совета Российских Соотечественников в Австралии, при поддержке Посольства Российской Федерации в Австралии, Пушкинского Фонда, Русского Общественного Центра Квинсленда, Свято – Николаевского собора в Брисбене.  Организовала  пушкинские  конкурсы и праздник редакция нравственно – образовательного   журнала  «Австралийская лампада».



Размышления редактора журнала  во время подготовки пушкинского праздника и ожидания результатов конкурсов. Брисбен 2011.


Ожидая дня подведения итогов пушкинского конкурса в Брисбене, объявленного редакцией журнала «Австралийская лампада», снова и снова перечитывались мной строки из произведений  русского поэта с мировым именем. Для меня открывался новый Пушкин, как каждый раз вновь прочитанная книга открывает новые глубины, рождает новые мысли. Какого Пушкина покажут нам  брисбенские участники  конкурсов? У каждого свой Пушкин и каждый говорит с ним о своем.


Актуален ли Пушкин сегодня для России, для людей, давно оставивших свою родину?  Актуален ли для тех людей, которые недавно избрали непростой путь эмиграции? Откликнутся ли брисбенцы и примут ли участие в пушкинских конкурсах? Такие вопросы постоянно возникали  у меня на протяжении всего периода подготовки к празднованию Дня  Рождения  Пушкина и ожидания дня подведения итогов объявленных конкурсов.


На протяжении всей нашей жизни произведения А.С. Пушкина служат источником нашего воспитания. Читатели   признают высший поэтический дар Александра Сергеевича Пушкина, не всегда понимают православный дух его творчества. Так было при жизни поэта, так продолжается и в наши дни. Для внимательного читателя, вопросов православный  ли Пушкин -  не возникает. Православный читатель чувствует родственность души поэта и в стихах, и в прозе. Имя Пушкина таинственно, почитаемо для ценителей  поэзии  разных стран, но священно только  для русских.



Разное  встречаешь отношение к Пушкину. Иногда обыватель судит  о творчестве Пушкина по одному, двум его произведениям. Однажды мне один батюшка сказал: «Читать Пушкина  - это грех, потому что он написал «Гаврилиаду». Пушкин до самой своей кончины корил  себя за эту литературную шалость и за подражание западным писателям.  Одной из отличительных черт русского гения являлась его способность к раскаянию: он искренне и глубоко скорбел о своих грехах и произведениях, написанных в состоянии меланхолии, легкомысленного озорства или озлобленности. «…Семь раз упадет праведник и встанет» (Притч. 24: 16).



А сколько было написано в дальнейшем Пушкиным духовных строк:


Отцы пустынники и жены непорочны,


Чтоб сердцем возлететь во области заочны,


Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,


Сложили множество божественных молитв;


Но ни одна из них меня не умиляет,


Как та, которую священник повторяет


Во дни печальные Великого поста;


Всех чаще мне она приходит на уста


И падшего крепит неведомою силой…


 


В творчестве, мировоззрении и личности А. С. Пушкина тесно переплелись классическая  образованность, русская народность и христианская, православная духовность. Достоевский назвал творчество Пушкина всечеловечным.


Всечеловечность Пушкина заключается не в том,  что он обладал поэтической гениальностью, способностью постигать и художественно изображать души других народов, внутренний мир всякого человека, а всечеловечность его состоит, прежде всего, в том, что Пушкин обладал духовной чуткостью.


 Он  сумел преодолеть дурные   наклонности,  смог противостоять сомнительным нравам, сумел сохранить нравственные идеалы и приверженность к традиционным духовным ценностям православия.



Вот это стихотворение  А.С. Пушкина читала в Брисбене  мне наизусть одна пожилая, русская женщина, пережившая голод, войну, три  эмиграции. Фамилию она просила не называть. Сколько мыслей, силы, глубины переживаний было вложено в это стихотворение. Сколько чувств  было  передано мне женщиной, прочитавшей это стихотворение. Оно звучало для меня совершенно иначе, чем когда-либо я его читала, или слушала:


 


Два чувства дивно близки нам -


В них обретает сердце пищу:


Любовь к родному пепелищу,


Любовь к отеческим гробам.


На них основано от века


По воле Бога самого


Самостоянье человека,


Залог величия его...


Животворящая святыня!


Земля была без них мертва,


Без них наш тесный мир - пустыня,


Душа - алтарь без божества...


 


"Любовь к родному пепелищу" органически связана с любовью к родному прошлому, к "отеческим гробам".  В этом стихотворении для пожилой женщины из Брисбена – русской эмигрантки,  возник  образ России, и душу человеческую она считает "алтарем Божества". По большому счету оказалось, что творчество Пушкина остается актуальным до сегодняшнего дня не только  для россиян, но и для эмигрантов, которые уже более 50-лет живут без пушкинской Родины.


Не случайно многие русские эмигранты, в том числе батюшки и владыки, именно в изгнании поняли феномен Пушкина. Потому что они не могли обойтись без России.


Пушкин – это литературный феномен, это-явление. Явление Пушкина – это уже дело Божие, ведь не он сам себя создал, не он себя подарил России.



 Сорок праведников в пушкинском роду  молились и страдали за Святую Русь.


Гений Пушкина непостижим. Великое таинство заключено во всем, что связано с его жизнью и поэзией. Небесное знамение читается еще до рождения поэта: сорок праведников в пушкинском роду молились и страдали за Святую Русь.


 Владыко Владимир Псковский, взглянув на родословную поэта, промолвил: "Вот она и разгадка пушкинского дарования — Божий промысел, благословение святых отцов". Имя Пушкина священно для русских, ибо поэт - потомок 12-ти святых российских по прямой линии, и сам явился 13-м. Среди них: Ольга Прекрасна Псковитянка, жена князя Игоря. Внук Ольги - Владимир Красное Солнышко. Мария, родом из Алан с Кавказа, жена Всеволода Большое гнездо. Михаил Черниговский, сын Всеволода, отказавшийся исполнять кумиры Батыя, жестоко казнённый. Александр Невский. Михаил Ярославич, Тверской, великий князь Владимирский, предательски убитый в Орде. Анна Ростовская, жена Михаила. По боковым ветвям в роду поэта можно назвать более тридцати имен святых, прославленных в русской православной церкви: князь Андрей Боголюбский и грузинская царица Тамара Великая, княгиня Анна Новгородская, святые братья Борис и Глеб, князь Дмитрий Донской и его жена благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна.  Душа Пушкина всегда стремилась ввысь, к святым предкам: ...



«Туда б, в заоблачную келью,


В соседство Бога скрыться мне!.»


Только Сын Божий мог дерзнуть написать молитву «Отче наш» в стихах. Написана она была Пушкиным в день своего рождения 26 мая (6 июня – по новому стилю) в  1836 г. Это был  последний год  его жизни. Эта работа Пушкина остается малоизвестной, поскольку в советское время книгу с молитвой в России было встретить невозможно, даже, если это было творением  великого поэта.



«Отец людей, Отец Небесный!


Да имя вечное Твоё


Святится нашими сердцами!


Да прийдет Царствие Твоё.


Твоя да будет Воля с нами,


Как в небесах, так на земли!


Насущный хлеб нам ниспошли


Твоею щедрою рукою.


И как прощаем мы людей,


Так нас, ничтожных пред Тобою,


Прости, Отец, Своих детей.


Не ввергни нас во искушенье,


И от лукавого прельщенья


Избави нас и пожалей».


                               ( 2 Соч. Пушкина. изд. Ефремов П.К. V, СПб, 1881 с.540.)


Почему имя Пушкина священно для русских? Был ли Пушкин православным?


Смысл Православного искусства состоит в том, чтобы человеческими средствами передать радость бытия с Богом («всякое дыхание да хвалит Господа»). Именно такой радостной вестью все более и более становится с годами поэзия Пушкина. В каждой его сказке присутствует дух православия, и подчеркиваются традиции народа.  В «Сказке о царе Салтане», когда князь Гвидон решает взять в жены царевну Лебедь, он обращается сначала за благословением к матери:



 «Государыня родная!


Выбрал я жену себе,


Дочь послушную тебе.


Просим оба разрешенья,


Твоего благословенья:


Ты детей благослови


Жить в совете и любви».


Над главою их покорной


Мать с иконой чудотворной


Слезы льет и говорит:


«Бог вас, дети, наградит».              (4: 332).


 


А с какой любовью поэт описывает таинственную тишину после  всенощной службы:


Вечерня отошла давно


Кругом и сон, и тишина,


Но церкви дверь отворена;


Трепещет луч лампады,


И тускло озаряет он


И темну живопись икон,


И позлащенные оклады  


                  (2: 154)


 


Пушкин наиболее ярко нарисовал красоту православной веры русского народа в «Сказке о царе Салтане»:


 


«Вот открыл царевич очи;


Отрясая грезы ночи,


И дивясь, перед собой


Видит город он большой,


Стены с частыми зубцами,


И за белыми стенами


Блещут маковки церквей


И святых монастырей.


Оглушительный трезвон


Поднялся со всех сторон;


К ним народ навстречу валит,


Хор церковный Бога хвалит…»


 


Детские воспоминания и рассказы  Арины Родионовны  Пушкин использует в «Евгении Онегине», когда няня Татьяны обращается к ней со словами:


«Дитя моё, ты не здорова;


Господь, помилуй и спаси!


Дай, окроплю святой водою,


Дитя моё, Господь с тобою!»


 


Но не одна Арина Родионовна участвовала в православном воспитании поэта. Настоятель Святогорского монастыря игумен Иона по свидетельству современников, и священник Иларион Раевский, были для Пушкина любящими духовными врачевателями. Они постоянно привлекали его к общецерковной молитве — особенно, Великим Постом. По воспоминаниям Пушкина он был так тронут Великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина, что само собой родилось переложение этой молитвы, которое не оставляет равнодушным ни одного читающего:



Владыко дней моих! Дух праздности унылой,


Любоначалия, змеи сокрытой сей,


И празднословия не дай души моей.


Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,


Да брат мой от меня не примет осужденья,


И дух смирения, терпения, любви


И целомудрия мне в сердце оживи.» 


Постоянное соприкосновение с Святогорским монастырём, как хранителем старого русского благочестия, духовно питало Пушкина. Поэт  черпал здесь  не только живую воду веры, но и духовную культуру. Именно здесь рождается огненный образ «Пророка».



«Духовной жаждою томим,           


В пустыне мрачной я влачился,


И шестикрылый серафим


На перепутье мне явился…                  


Перстами легкими как сон


Моих зениц коснулся он:


Отверзлись вещие зеницы,


Как у испуганной орлицы.


Моих ушей коснулся он,


И их наполнил шум и звон:


И внял я неба содроганье,


И горний ангелов полет,


И гад морских подводный ход,


И дольней лозы прозябанье;


Как труп в пустыне я лежал…


 


И Бога глас ко мне воззвал:


«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,


Исполнись волею Моей,


И, обходя моря и земли,


Глаголом жги сердца людей».


 


Посещали великого поэта и минуты отчаяния. В 1828 году А.С. Пушкин в день своего рождения написал исполненное тоски и отчаяния стихотворение:


Дар напрасный, дар случайный,


Жизнь, зачем ты мне дана?


Иль зачем судьбою тайной


Ты на казнь осуждена?


 


Кто меня враждебной властью


Из ничтожества воззвал,


Душу мне наполнил страстью,


Ум сомненьем взволновал?..


 


Цели нет передо мною:


Сердце пусто, празден ум,


И томит меня тоскою


Однозвучный жизни шум.


 


Стихотворение было напечатано в альманахе "Северные цветы" (1830). Читая горестные строки, Митрополит Филарет ужаснулся бездонной глубине отчаяния, распахнувшейся пред ним. Он приехал вечером к себе на Троицкое подворье и тотчас сел за перо. Святитель принялся исправлять поэзию Пушкина. Духовный пастырь,  напоминал поэту о Боге:


 


Ответ Митрополита Филарета Пушкину


Не напрасно, не случайно


Жизнь от Бога мне дана,


Не без воли Бога тайной


И на казнь осуждена.


 


Сам я своенравной властью


Зло из темных бездн воззвал,


Сам наполнил душу страстью,


Ум сомненьем взволновал.


 


Вспомнись мне, забвенный мною!


Просияй сквозь сумрак дум —


И созиждется Тобою


Сердце чисто, светел ум!


 


Прочитав  стихи Святителя, поэт обратился в стихах к своему врачующему, духовному наставнику       митрополиту Филарету,  написав «Стансы»:


В часы забав иль праздной скуки,


Бывало, лире я моей


Вверял изнеженные звуки


Безумства, лени и страстей.


 


Но и тогда струны лукавой


Невольно звон я прерывал,


Когда твой голос величавый


Меня внезапно поражал.


 


Я лил потоки слез нежданных,


И ранам совести моей


Твоих речей благоуханных


Отраден чистый был елей.


 


И ныне с высоты духовной


Мне руку простираешь ты,


И силой кроткой и любовной


Смиряешь буйные мечты.


 


Твоим огнем душа палима


Отвергла мрак земных сует,


И внемлет арфе Серафима


В священном ужасе поэт.


 


"Российский Златоуст" - так называли митрополита Филарета современники.            Его речи, проповеди, пастырские наставления и надгробные слова исторгали слезы и вызывали восторг. Их стремились услышать, их читали и переписывали, выучивали наизусть. У него врачевался Пушкин. Московский Златоуст вдохнул в душу поэта   новую жизнь.


Твоим огнем душа палима


Отвергла мрак земных сует…


Святитель  Филарет спас Пушкина дважды. В первый раз, когда он  озарил душу поэта своим посланием: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана…» Второй раз — после смерти, 29 января (10 февраля) 1837, когда Митрополит Филарет  настоял на христианском погребении гения русской словесности. Следует  учитывать, что отпевали дуэлянта, по церковным понятиям — самоубийцу, впрочем, успевшего покаяться перед смертью настоятелю храма Спаса Нерукотворного Образа, протоиерею Петру Песоцкому. Отец Петр Песоцкий  прошел с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне. Награжден был  бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени. Возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!" Пушкин встретил смерть - христиански.



 Ни  один из архиереев, включая Филарета, не почтил своим посещением отпевания Пушкина, но, главное, отпевание совершилось.  Присутствовали на отпевании в Конюшенной церкви архимандрит  и еще шесть священников, а, также,  высшие государственные чины, лучшие поэты. Гроб несли Крылов, Вяземский, Жуковский. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев. Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.


В.А. Жуковский  описал первые минуты после  ухода А.С. Пушкина в мир иной:


"...Я долго смотрел один ему в лицо после смерти. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти... Это было не сон и не покой. Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу. Это не было также выражение поэтическое. Нет, какая-то глубокая удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание... В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну! Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина".



Мало кому известно, что существует икона, на которой изображён Пушкин и Святитель Филарет. Это миниатюра работы известного современного иконописца  Зенона. Разумеется, Александр Сергеевич изображен  на иконе  не в качестве святого. У митрополита на левом колене Библия, у поэта на левом колене лира. Та самая, которой он «вверял изнеженные звуки безумства, лени и страстей». Филарет изображен в церковном облачении и в епитрахили, с  нимбом святого над головой. Пушкин — в поэтической тоге и вместо нимба у него на голове лавровый венец. Десница  Филарета приподнята с указующим перстом. Он только что дал наставление. Рука Пушкина опрокинута ладонью к зрителю, это означает, что, пораженный величавым голосом проповедника, поэт внезапно прервал «звон струны лукавой».


А. С. Пушкин о Библии:


«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладкому уверению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».


                                        Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 6-ти тт. Т. 5. М., С. 339. 


 


  О поэте, а значит и о себе,  А.С. Пушкин написал так:  «Русский поэт не принадлежит себе, а принадлежит обществу, хочет он этого или не хочет».         Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) в Москве, в Немецкой слободе,  в день Вознесения Господня.   Поэт Пушкин принадлежал обществу, и путь  его земной был прерван  этим же обществом. Сколько осталось недописанных мыслей, стихов, поэм. Сколько бы мы могли найти еще для себя воспитательного и образовательного. Сейчас во многих  православных церквях  России в день памяти и в день рождения А.С. Пушкина служатся  панихиды.   


 Время не должно стереть память, а расстояния отделить нас от Пушкинской России. Конкурсы, праздники, посвященные А.С. Пушкину, прошедшие в 2011 году в австралийском городе Брисбене – это свидетельство того, что  творчество  Пушкина  актуально и через 212 лет. Пушкин нужен нам и дорог, как и Россия,  где бы русский человек    ни жил - в России, или за ее пределами. Никто не знает своей судьбы, как и не знал великий поэт.  Главное -  надо знать и помнить, что мы - православные, что  Россия – великая страна, коль Бог ей посылает  таких поэтов. Богата русская земля  исповедниками, праведниками, мучениками, поэтами.


 И где мне смерть пошлет судьбина?


В бою ли, в странствии, в волнах?


Или соседняя долина


Мой примет охладелый прах?


 


И хоть бесчувственному телу


Равно повсюду истлевать,


Но ближе к милому пределу


Мне все б хотелось почивать.


 


И пусть у гробового входа


Младая будет жизнь играть,


И равнодушная природа


Красою вечною сиять.                                              (А.С.Пушкин)


 


Материал подготовила Людмила Ларкина






Там день и ночь горит лампада…Актуален ли Пушкин сегодня для России и  для людей, давно оставивших свою родину? написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
© 2024 Австралийская лампада