13 сентября 2015, вСиднее, вДоме-Музеерусскойэмиграциисостоялосьсобрание, вповесткеднякоторогостояливопросыплановогоразвитияпервогорусскогомузеявАвстралии, организацииэкспозиционной, фондовой, культурно-просветительскойработы.
На собрание приехали уважаемые люди сиднейского общества, проживающие в Австралии более пятидесяти лет. Видно было, что судьба России никогда не переставала волновать этих людей, не смотря на то, что все они родились не в России. Все они прекрасно владеют русским языком и о многих исторических фактах могут рассказать на примере своей жизни. К сожалению, сразу бросилось в глаза, что представителей из волн поссоветской эмиграции никого на собрании не было, за исключением двух человек, которые связали свою жизнь семейными узами с представителями харбинской волны.
Открыл собрание основатель музея Овчинников Михаил Моисеевич - директор строительной компании "Келсо", потомственный казак, атаман Сводно Казачьей станицы в Австралии. В своей речи он сказал: “Мы неуклонно идем по пути превращения Русского Дома Музея в культурно-просветительский центр для всех соотечественников Австралии. Нашей главной заботой было и остается сохранение нашего национально-культурного наследия и передача его следующим поколениям.
Ради этой цели мы стремимся объединить все усилия наших соотечественников. Только дружной и совместной работой мы сможем достичь результатов и успеха. Мы должны быть едины, должны отставить в сторону то, что нас может разъединять, а выше всего ценить то, что нас объединяет».
Далее слово было предоставлено уважемому в обществе человеку, имеющему большой опыт работы, как в общественной жизни, так и в бизнесе - Игорю Казимировичу Савицкому. В течение 8 лет Игорь Казимирович был председателем Совета Российских Соотечественноков в Австралии и знает жизнь и историю русского общества не понаслышке.
В ходе своего выступления Игорь Казимирович подчеркунл, на сколько важно открыть музей русской эмиграции в Австралии, целью которого является - привить русскость подрастающему поколению. Привел конкретный пример из своей семьи, когда обеспеченный человек из четвертого поколения эмигрантов, имеющий медицинскую клинику в Америке со служащим персоналом в 250 человек, вдруг неожиданно, к сорока годам почувствовал потребность в изучении русского языка и нанял репетиторов не только для детей, но и для себя. Игорь Казимирович сказал, что русскость, заложенная в человеке с детства, всегда просыпается и напоминает о своих корнях.
Следующее слово предоставили мне, как гостю из другого штата, ранее работавщему в течение многих лет в качестве старшего научного сотрудника в исторических и литературных музеях России. Я рассказала о работе музея изнутри, сделав акцент на три важные составляющие музея: фонды, экспозиция, культурно-просветительская работа. В фондах – это соответствующее хранение и правильная инвентраризация экспонатов с учетом не только внешнего вида, но и мемориальной принадлежности. Было рассказано об особенностях экспозиционной и культурно – просветительской, издательской работы для всех слоев населения и подрастающего поколения.
Выступила Марина Дмитриева, рассказав о том, какие направления планируется развивать в первом создающемся музее Австралии. Она подчеркнула, что в музейной экспозиции неообходимо отразить жизнь русских людей на пятом континенте, начиная с первого русского заключенного, прибывшего сюда более ста лет назад, завершая вкладом русских эмигрантов в развитие австрийского общества. Марина подчернула, что для сохраниения русской истории в Австралии важно хранить и собирать не только предметы быта, отражающие жизнь русских людей, но и журналы, газеты, книги, изданные в Австралии на русском языке. Так же, важно сохранить фильмы, историю творческих коллективов, театров, изучить и записать историю строительства русских православных храмов.
На собрании выступил Алексей Гринько. Создатель музея М.М. Овчинников назвал его правой рукой во всех организационных делах. Алексей рассказал, что именно тот генетический зов предков, о которой говорили предыдущие выступающие, его позвал встать у истоков создания первого русского музея в Австралии.
Выступил на собрании Петр Сергеевич Татаринов – активный деятель русского общества. Он вместе со своей женой Кирой Дмитриевной Татариновой в 60-ые годы ХХ столетия организовал русский хор в Сиднее, который в 1973 году выступал на сцене “Опера Хаус”. Семья Татариновых вместе с семьей Закророчимских Анатолия Иосифовича и Ольги Адриановны в 1994 году создала Историческое Общество, которое работает в Сиднее более двадцати лет. Идея Исторического Общества и идея Дома –музея совпадают – это сохранение русской истории. Петр Татаринов отметил, что еще двадцать лет назад речь шла о создании музея, и более двадцать лет назад они поняли, как важно иметь при любом деле свой “рупор-печатное издание”. Без публикаций информационного отдела, который бы постоянно нес информацию в массы, невозможно в совренменных условиях вести ни одно дело.
После выступления по вопросам обозначенным в повестке дня, был избран комитет музея, в который вошли люди интересующиеся историей, имеющие многолетний опыт проживания в Австралии, а также: специалисты с опытом работы в области культуры, музееведения, в научно-просветительской, в административной сфере деятельности, в бизнесе.
Интерес к исторории России и русской эмиграции в Австралии проявили все присутствующие, что было видно при выступлениях во время прений. Борис Боданов – известный в Сиднее коллекционер - нумизмат в заключении собрания очень интересно рассказал о истории и значении наград Царской России.
Директор музея-основатель Овчинников Михаил Моисеевич, завершая собрание, пригласил всех присутствующих на чашку чая с горячими пирожками. Общение на тему истории не завершилось и во время чаепития. Люди обменивались историческими фотографиями, записывали на видео воспоминания, интервью.
Надо отметить, что встреча была организованна на высоком, профессиональном уровне. Организаторы и гости были довольны.
Я побеседовала с представителем эмиграции из Китая, с бывшим председателем Совета Российских Соотечественников в Австралии, с Савицким И.К.
-Да, конечно, я одобряю открытие музея. А разве можно такое благое дело не одобрять? Михаил Овчинников купил помещение для музея, вложил не малые деньги в ремонт. Все это он делает бескорыстно, а нам всем надо только поддержать его и благодарить, что есть такой человек в нашем обществе. Нам необходимо сохранить нашу историю, нашу русскость и открытие музея в Сиднее-это очень важное событие в русской истории Австралии. А что касается расходов, то мы с этим справимся и нам не нужна никакая финансовая поддержка с России. Русские на пятом континенте всегда сами строили клубы, церкви, школы и сейчас мы справимся.
ВличнойбеседессемьейТатариновыхямногоинтересногоузналаоработеИсторического общества, внесшего большой вклад в сохраниение русских культурных традиций на пятом континенте. В семье их хранятся уникальные предметы, например, пасхальное яйцо, принадледжащие Колчаку. Петр Сергеевич и Кира Дмитриевна поддерживают создание русского музея в Австралии, но ценные коллекции пока не готовы отдать в музей. Это решение можно понять. Как сказал создатедль музея М.М. Овчинников, музей еще должен показать свою работу и надежность хранения бесценных экспонатов. Спасибо Петру Сергеевичу и Кире Дмитриевне и всем, кто хранит историю России за любовь к отчизне своих родителей и дедов.
В тот же день я навестила почетного атамана Сводно Казачьей станицы в Австралии Д.М. Речкалова – сына оренбургского хорунжего. С Дмитрием Михайловичем я познакомилась несколько лет назад по телефону. В своей книге “Уральские казаки в Квинсленде” я писала о Дмитрие Михайловиче и о иконе Святого Георгия Великомученика, которую он передал в 2009 году на Родину. Икону Святого Георгия - покровителя России и Оренбужья. вывезли из России при отступлении армии Колчака. После гибели атамана Дутова икона была увезена в Манжурию, где до 1945 года хранилась членами объединения Оренбургского казачьего войска в Харбине. После эмиграции из Китая, Дмитрий Михайлович хранил икону до 2009 года в своем доме, в Сиднее.
Беседа с человеком, на которого еще Белые офицеры возложили ответственность атамана Сводной Казачьей станицы в Сиднее, оказалась очень интересной и познавательной. Вот некоторые вопросы и ответы из нашей долгой, доверительной беседы:
-Уже много раз думали об открытии музея в Сиднее, но помещения нет и музея не может быть. Сейчас вот появился человек, который пожертвовал обществу купленный на свои деньги дом и можно говорить о музее более конкретно.
-А это все зависит от команды, какую Михаил Овчинников соберет. Он атаман Сводно Казачьей станицы в Сиднее и на него Богом возложено такое ответственное дело, как создание русского музея в Австралии. Если придут в музей работать сильные, профессилнальные люди, краеведы, музееведы, то и музей будет расти и развиваться. Собранных коллекций много у людей, но надо время, чтобы люди увидели, кто и как в музее работает.
-Да, в 1981 году я был избран атаманом Сводно Казачьей станицы в Сиднее настоящей белой гвардией казаков. Мне еще не было пятидесяти лет. Избирая, они мне сказали: “Ты достоен звания атамана и неси его с честью. Всех нас и похоронишь с четью и с достоинством... Потом дело атамана передай достойному казаку”.
Так и случилось, все они уже ушли в мир иной, кроме Виктора Дмитриевича Рытова, который сейчас находится в доме для престарелых. Всех казаков я похоронил сам.
Много полезных дел мы вместе сделали. В 1992 году я был в России на первом конгрессе казаков. Пятнадцать лет назад у меня стали болеть ноги и первым помощником моим стал Михаил Овчинников. Он все пятнадцать лет был рядом, ездил в Россию на конгрессы казаков вместо меня и вел все официальные и бумажные дела. Пришло время и я ему полностью передал ответственное дело атамана, как и завещали мне Белые офицеры и старейшие казаки. Михаил Овчинников официально был избран атаманом. Хочу заметить для истории, что именно Михаил Овчинников является на сегодняшний день единственным законным атаманом в Австралии – наследником Белой гвардии. Сводно Казачья станица была создана в 1950 году и ей в этом году (2015) исполняется 65 лет – это большой юбилей.
Михаил очень ответственный, уважаемый человек, но уж слишком доверчивый и ему во многом непросто из-за своей простоты и открытости. Но главное, что он упорный, честный, отзывчивый на чужие беды, как и подобает быть настоящему атаману. Сейчас он взялся за великое дело – за создание музея, но не все будут поддерживать. Люди разные - кто-то хочет власти и захватывает ее, кому-то нужны почести и регалии, кто-то завидует и в этом есть большая трудность в любом деле. Нужны рядом стойкие, понимающие музейное дело люди, способные грамотно защищать историческое наследие. Будущие историки, несомненно, отметят значимость созданного в Сиднее музея. Сегодня важнейшей задачей является сохранение русского наследия, накопленного в Австралии. Важно не утерять его при смене поколений, что, к сожалению, не редко приходится наблюдать.
Каждый раз беседуя с потомками эмигрантов первой волны, оставивших Россию в 1920-1930 годы, я поражаюсь духу и стойкости русских людей. Проживая в стесненных условиях на чужбине, работая на самых тяжелых работах, русские в Австралии строили церкви, клубы, создавали исторические общества, школы, дома престарелых, выпускали периодические издания, по которым сегодня можно проследить политическую, религиозную, общественную, научную деятельность русских эмигрантов, проживающих в Австралии. Многие семьи в своих домах долгие годы хранят медали, полковые знаки, произведения искусств, и прочие предметы. В ходе беседы семья Татариновых рассказала мне, как организовывались в Сиднее выставки самоваров, предметов гжели, хохломы. Объявив о какой-либо выставке, они поражались, как много людей приходило и приносило на выставку предметов искусства из своих домов. Нумизматы представляли на выставки ордена и медали. Все эти выставки поддерживали связь с исторической Родиной, укрепляляли русский дух, радовали глаз и ум, заставляя гордиться Отчизной.
Как и предполагал атаман Д.М. Речкалов, не всех будет радовать открытие русского музея в Сиднее. Уже на следующий день после собрания, после моей короткой заметки в интернетных сетях, я получила звонок от Семена Бойкова, который высказал свое недовольство тем, что создается в Австралии музей и, что мне своим присутствием не следовало бы поддерживать эту идею. Меня несколько удивило такое заявление человека, который считает себя казачьим атаманом и говорит, что любит Россию. Я не сомневаюсь в его любви к России, но, мне не совсем понятно, почему слово “музей” вызвает у него ассоциацию, как он выразился, “грабить людей”. Я многие годы проработала в музеях России, но слово “музей” никогда не ассоциировалось с тем, что кто-то отнимает у людей им принадлежащие вещи. Музей – это не насильственное отнимание каких-либо предметов. Музей- это, в первую очередь, патриотическое воспитание и сохраниение исторической памяти.
Во время этнографических экспедиций я видела, с какой радостью люди освобождают свои чердаки от старых предметов, которые им жаль выбросить, но и хранить – место занимает. Услышав же во время экскурсии, что рассказывает экскурсовод о предмете, который он считал ненужным, экспонент начинает гордиться тем, что внес свой вклад в сохранении истории. Семен Бойков, вероятно, думает, что музей-это место, в котором собираются только шашки, шпаги, штыки, серебряные кресты, золотые ордена и медали. Он, вероятно, не знает, что существуют музеи, в которых экспонируются интерьеры, предметы быта, книги, журналы, рукописи, фотографии, отражающие жизнь наших отцов и дедов. Почему бы в Сиднее, в русском музее не сделать комнату казачьего интерьера с показом казачьей утвари, одежды? Можно постредством интерьера показать, в каких домах, сшитых из мешков, жили казаки, прибывшие в 1923 году в Австралию, работавшие на сахарных плантациях, в шахтах, на строительстве дорог.
Музей - это не только шашки, нагайки и золотые медали, но и человеческая жизнь – семья, дети, быт, работа, культура, образование. Семен волнуется, что казачьи регалии попадут в музей Сиднея, а они должны быть вывезены в Россию. Надо заметить, что у каждой медали и любого другого предмета есть хозяин и волноваться Семену не стоит, в чьи руки попадут экспонаты. Только наследники могут решать, где будут находиться в дальнейшем их семейные реликвии, кто достоен стать их следующим хранителем, кого назначить в своем завещании душеприказчиком.
За то, что коллекционеры собрали за свою жизнь бесценные коллекции, за это их надо только благодарить, ибо, даже, временные выстаки в музее дадут положительные результаты в деле патриотического воспитания подрастающего поколения и возможность привить интерес и любовь к исторической Родине.
Время неумолимой поступью уходит в вечность, прихватывает всё на своем пути, включая и нас с вами. Всё проходит и становится историей, которая слагается из судеб отдельных людей. Одной из важнейших миссий Дома – музея в Австралии является написание жизненных историй русских эмигрантов. Это наша с вами историческая миссия - хранить архивы и документы, отражающие живую историю Российского госудаоства, часть которого осела в Австралии. По большому счету, каждый попавший для проживания за границу, должен описать свой жизненный путь, или рассказать о своей жизни тому, кто готов за вас ее записать. Даже, если вы запишите не блестящим литературным языком и с ошибками, история ваша будет сохранена. Литературным шлифованием и историческим иследованием займутся другие поколения. Так было всегда. Потомки изучают и подражают героям прошедших лет. Они должны гордиться своими отцами и страной, из которой их корни. Поэтому так важна роль музеев, собирателей, хранителей, летописцев и просто людей, ведущих дневники и хроники о событиях в личной жизни и в обществе.
История русской эмиграции в Австралии не изучена, а если изучена, то лишь частично. В рамках страны история русских записывалась только статистически и мы не имеем права что-либо забывать. Мы должны рассказать потомикам о русских эмигрантах Австралии всех волн, включая жизнь вновь прибывших эмигрантов. Именно эти цели ставит перед собой музей.
В каждом доме есть предметы, документы, фотографии, отражающие жизнь русских на самомом далеком континенте. Часто предметы, отслужившие верой и правдой свой век людям старшего поколения, перестают представлять интерес для их детей и увозятся на свалку. Прежде чем принять такое решение, вспомните, что в Сиднее есть музей и свяжитесь с членами комитета.
Всё, что хранится в русской Автралии в частных коллекциях, в обществах, клубах, в музеях- все это является сокровищницей русской культуры. Вместе мы можем сохранить эту сокровищницу, сохранить историю, культуру, русский язык, литературу и наши потомки будут знать, как осваивал пятый континт великий русский народ.