Древнеславянская ладья «Русич», построенная в России восемь лет назад по типу кораблей древних славян и варягов 9-11 веков соктября 2012 года по январь 2013 стояла в Морском музее Брисбена. На борту ладьи в Австралию прибыла дружина из девяти бравых, крепких ребят во главе с капитаном заслуженным путешественником России Сергеем Синельник. В экипаже есть путешественник - австралиец Аndy Gray из Сиднея.
В октябре 2012 года я уже писала о путешествиях и приключениях команды, о встречах с пиратами, о том, как русичи прошли Египет, Судан, Республику Джибути на Северо – Востоке Африки и многие другие страны. В 2000 году они впервые приняли участие в морском плавании на парусной яхте от порта Новороссийск до греческого острова Хиос, пройдя 1350 миль. Затем были экспедиции на парусной яхте вокруг Европы, восхождение на высочайшую вершину азиатской части России - вулкан Ключевская сопка на Камчатке – 4.688 миль, восхождение на Эльбрус 5.652 метра.С 2002 по 2004 Сергей Синельник выступил руководителем первого в мире международного проекта кругосветной экспедиции на мотоциклах «Урал», проделав 75.000 километров. В 2004 году совершено восхождение на высшую точку Африки Килиманджаро – 5.895 м. Пройдено семь пустынь мира, 1000 километров пешком по Западной Сахаре, 850 километров на гребной лодке «Русь» по Индийскому океану. Сейчас русичи в Австралии, где им особенно понравились русские люди и австралийцы своим гостеприимством.
Уже много написано о подвигах отважных путешественников, прибывших в Австралию, но мало кто знает, что среди членов экипажа «Русич» есть еще и историки, художники. Практически, все члены экипажа во главе с капитаном, являются жителями Уральска, откуда в 1923 году прибыла в Брисбен группа из 66 человек казаков под командованием генерал атамана Владимира Сергеевича Толстова. Казаки в 1923 году привезли в Австралию знамёна Уральского Казачьего Войска, которые в 2007 году были возвращены на родину. Город Уральск ныне относится к Казахстану и, вероятно, по этой причине, знамёна в Уральск не переданы, а находятся в России. История уральского казачества и уральских знамён интересовала путешественников. Во время пребывания в Брисбене, они встречались с членами семьи Толстовых. Было радостно видеть то, как молодые люди внимательно относятся к историческим событиям. С большим удивлением я увидела, как внимательно изучили они книгу «Уральские казаки в Квинсленде», которую прочитали в России. Было трогательно услышать привезённые слова благодарности от казаков Уральска. В один из дней на ладью прибыл внук генерала Владимир Викторович Петров с супругой и мы совместно с членами экипажа провели с ним интервью. Владимир Викторович родился в Австралии в 1936 году. На мой вопрос, кем он себя чувствует австралийцем, или русским, он ответил:
-Я считаю себя австралийцем, но я чувствую в себе казачий дух, не русский, а именно казачий.
-Вы перевели книгу своего деда Владимира Сергеевича Толстова «Из красных лап в неизвестную даль» на английский язык. Почему вы решили сделать перевод книги? Где изучали русский язык?
-Моя бабушка была учительницей в Гурьеве. Гурьев в то время был российским городом. Сейчас это город Казахстана. Приехав в Австралию, вся наша семья говорила по русски и мой первый язык – это русский. В русскую школу я не ходил. Бабушка учила нас не только говорить по русски, но и писать. Я в семье старший внук и, когда прочитал книгу деда – Владимира Сергеевича Толстова «Из красных лап в неизвестную даль», я узнал, как знаменит наш дед. Я решил, что хорошо, если будут знать о его подвиге и австралийцы тоже.
-Что родители рассказывали о России.
- Дедушка и бабушка очень много рассказывали о России. Мама – Милисия прибыла из России сюда в 5 лет. Она не имела воспоминаний о России, но всегда мечтала посмотреть, где родилась. Сначала ехать туда было невозможно, а потом уже не было здоровья.
Пашу Болдорева – члена экипажа особенно интересовали подробности семьи Толстовых по линии Елизаветы Миновны Тостовой – супруги генерала, урождённой Болдыревой. В ходе интервью Паша сопоставлял полученные данные с историей своей семьи - Болдоревых.
На мой вопрос, нашёл ли он что – то интересное для себя в интервью с брисбенскими казаками, Паша ответил:
-Да, очень много интересного и я не теряю надежды побывать еще раз в Брисбене, но тогда уж с единственной целью – заняться историей.
В один из дней, мы вместе с русичами побывали на старом кладбище в Тувонге (Toowong), где покоится не мало уральских казаков. Посетили могилу генерал – атамана Уральского Казачьего Войска Владимира Сергеевича Толстова и его супруги Елизаветы Миновны. Там же нашли еще несколько могил неизвестных полковников, есаулов казачьих войск. На плитах остались только имена, год рождения и год кончины. О судьбе многих упокоенных в Брисбене казаков в 1924-1957 ничего не известно.
Экипаж ладьи «Русич» посетил Кливленд, где в 1923 году государство Австралии выделило уральским казакам землю для ведения хозяйства. В Кливленде (Redland Bay) уральские казаки в 20 – ые годы 20-го столетия организовали овощеводческое хозяйство. Однако, прокормить более 60-ти человек было не просто. Многие уезжали на сезонные работы на хлопковые и сахарные плантации, работая за 10 -16 шиллингов в день . Позднее казаки приобретали более дешёвые земли за 360 километров от Брисбена. Так были освоены российскими беженцами земли Таунсваля. Самые большие русские общины обосновались в Тангуле, Колдаба. Молодые мореплаватели ладьи «Русич» с большим интересом изучали все подробности истории жизни своих предков и было очень интересно общаться с такими неравнодушными и любознательными путешественниками.
Из беседы с ними я узнала, что 2006 году Сергей Синельник -– капитан ладьи «Русич» был награждён Русской Православной Церковью Орденом Святого Даниила Московского 3-ей степени. Он окончил Миссионерский факультет Московского Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного университета. Оба брата Сергей и Александр Синельник удостоены почётного звания «Заслуженный путешественник России», являются членами Союза Художников России. Все представители команды – неординарные личности. Со всеми были записаны интервью, и о каждом можно написать отдельный рассказ.
Вячеслав Шкода рассказал, как он, являясь байкером, влюблённый в мотоспорт, мечтал о дальних странах и о чем-то необычном в своей жизни. Узнав, что команда собирается в путешествие, спросил у капитана Сергея Синельник о возможности войти в состав экипажа. Капитан сомневался, брать ли его.
-Почему сомневался капитан, если вы говорите, что уже были знакомы по мотоклубу? Он сомневался в вашей дисциплине?
-Да, сомневался в моей дисциплине, но я заверил, что в путешествии я буду беспрекословно ему подчиняться. В путешествии дисциплина должна быть, как в армии, иначе дела не пойдут. Это мы можем в Москве, или еще где вести себя, как захотел, на ладье, как капитан скажет, так и будет. Я заметил, как постоянно бывает он прав. У нашего капитана – Сергея Синельник многолетний опыт дальних странствий, а это много, если не все. Иногда не хочется соглашаться с ним, вот самый малый пример: я хочу взять в плавание то и то…; мне кажется это очень важным, а он мне говорит: «Это не надо, это лишнее, а это все равно смоет в море…» и т.д. На поверку оказывается, что он всегда прав. Мы все очень доверяем опыту капитана и уважаем его, от того и команда наша сильна. С таким капитаном не страшны ни океаны, ни пустыни.
Ограничиваясь регламентом данной стати, напишу еще несколько слов об Александре Синельник – иконописце, который в скором будущем будет расписывать русский православный храм в Мельбурне. С Александром мы долго беседовали и вот несколько вопросов, которые я задала ему:
-Александр, как вы стали художником? Вы тоже родом из Уральска?Как попал на ладью?
-Я родился в Уральске. Родители заметили, что мы с братом хорошо рисуем. Определили нас в художественную школу. Потом были вечерние курсы, затем художественный факультет Уральского университета. Мы учились искусству вместе с братом Сергеем. Стали членами Союза Художников, но потом брат как – то отошёл от этого, а я продолжаю работать в этом направлении и стараюсь совершенствоваться. Сергей стал путешественником и вот благодаря ему я тоже в экипаже путешественников ладьи «Русич».
-Пишите ли вы картины во время путешествий? Влияют ли дальние странствия на ваши работы?
-Да, я пишу во время путешествий. Когда ладья плывёт по океану и ты знаешь, что спешить некуда, что время все равно не обогнать, что нет сегодня никаких встреч и, никаких суетных дел – вот это самое лучшее время для творчества. Я в такие часы пишу пейзажи, океан, природу, делаю зарисовки увиденного, осмысливаю жизнь. Есть у меня и долгосрочные проекты.Например у меня есть цикл африканской тематики. По возвращении домой я работаю над тем, что мне увиделось, что впечатлило.
-У вас традиционная живопись, или ищите своё? Чем вы пишите? Как пришёл к иконописи?
-Я всегда ищу своё. Пишу маслом. Масло легче исправить. К иконописи я пришёл постепенно, как – то почувствовал к этому тягу. Не скажу, что я очень духовный, но к иконе отношусь с особым благоговением. Мы, путешествуя, всегда стараемся побывать в православных храмах, где есть такая возможность. Не важно, греческий ли это храм, или сербский, русский, главное - православный. Это в путешествии даёт тоже силы, определённый настрой и осмысление своего бытия.
-Сергей, людям искусства я всегда задаю вопрос: как они смогли сохранить в себе искру творчества в непредсказуемые 90-ые годы, когда было ни до искусства, ни до поэзии, а приходилось думать только о хлебе и о том, как накормить семью, детей. Как вы прожили тот период, отразилось ли это на вашем творчестве?
-Отвечу одной фразой: «Победила молодость!». Тогда я еще не имел семьи, был молод и как – то все прошло не так трагично, потому что не было ни за кого ответственности. Сейчас у меня семья, трое детей и, конечно, это уже большая ответственность. А тогда я делал макеты кораблей, продавал их и как – то хватало, чтобы жить. Три года обучался судомодельному делу у хорошего мастера, но после его отъезда, идеи все рухнули, но профессия у меня осталось. Вот это умение, которому научился я у мастера золотых рук дел и спасло меня.
Александр показал свои картины, которые он написал во время настоящего путешествия и во время предыдущих путешествий. Одну из работ с морским пейзажем приобрёл у художника Владимир Викторович Петров (Толстов).
Из всего этого рассказа о членах экипажа видно, как разносторонни интересы и, как неординарны путешественники, прибывшие в Австралию. Было неожиданно и то, что они пожелали побывать на детской Рождественской ёлке.
После детского представления я задала вопрос:
-Что вас особенно впечатлило?
-Великолепное выступление, красиво все организовано. Необычным показалось то, что жара выше сорока, а дети веселятся вокруг ёлки. Такого мы никогда не видели. Для нас Рождество – это снег, мороз, а здесь, вдруг – жара, родители во «вьетнамских шлёпанцах» и Дед Мороз в шубе… Все очень необычно. Очень красочное представление!.
Вот такие незаурядные ребята на ладье «Русич». Перед ними еще много неизведанных дорог. Пожелаем команде «Русичи» нескончаемых идей, несгибаемого русского духа, успехов в их непростом деле и попутного ветра.